«Шансы 50 на 50»: Илон Маск представил обновленный план покорения Марса
Несмотря на очередную неудачу во время испытательного полета ракетно-космической системы Starship/Super Heavy на этой неделе, глава компании SpaceX Илон Маск остается уверен в будущем своего детища. В новом видеоролике, опубликованном на сайте компании, он рассказал о планах по проекту, которые включают улучшения конструкции, полет на Марс и последующую колонизацию Красной планеты.
Илон Маск должен был провести презентацию с рассказом о планах по покорению Марса и совершенствованию Starship перед предыдущим испытательным полетом в ночь на 28 мая. Затем выступление было решено перенести на послеполетную конференцию. Однако из-за неудачного старта от планов и вовсе пришлось отказаться. В результате видеоролик все же вышел, но в более скромном формате — его выложили на сайте компании спустя два дня.
Главная цель миллиардера — отправить Starship на Марс, о чем он многократно заявлял ранее. Теперь же он признал, что сроки воплощения этого плана в реальность зависят от успехов во время предстоящих испытательных полетов. В том числе корабль должен продемонстрировать способность выполнения дозаправки на околоземной орбите — сложнейшей операции, без которой межпланетные полеты невозможны. Первые тесты планируется провести в следующем году: аппарат-дозаправщик должен будет передать кораблю около 80% кислорода и примерно 20% топлива.
Правило четырех R: когда начнутся полеты на Марс
Наиболее благоприятное время для отправки на Марс — конец 2026 года. Именно тогда Марс и Земля будут находиться на минимальном расстоянии друг от друга. В таком случае перелет между двумя планетами займет от семи до девяти месяцев. По словам Маска, шансы успеть к этому сроку — 50 на 50. Если корабль не будет готов к этому времени, компании придется подождать еще примерно два года для открытия следующего стартового окна. Ключевыми для полета на Марс основатель SpaceX назвал четыре принципа: быстрота (Rapid), многоразовость (Reusable), надежность (Reliable) и дозаправляемость (Refuelable).
Если же компании удастся уложиться в срок, первый полет в 2026 году будет беспилотным. Человека на борту заменит робот-гуманоид Optimus от другой компании Илона Маска — Tesla. В случае успеха во второй или третий полет отправятся уже настоящие экипажи. Одновременно с этим NASA рассчитывает использовать Starship для высадки людей на Луну к 2027 году — впервые за 50 лет после эпохи «Аполлонов».
В конечном итоге планируется запускать от 1000 до 2000 кораблей Starship каждые два года. По мнению Маска, это позволит создать самодостаточное постоянное поселение людей на Красной планете. Он считает, что новая цивилизация продолжит покорение других небесных тел и будет исследовать Луну, пояс астероидов, спутники Юпитера и другие объекты Солнечной системы.
В качестве основного места для расположения первой марсианской базы предлагается регион Аркадия — гладкая равнина на Марсе, расположенная к северо-западу от области Тарсис. По мнению ученых, именно здесь могут быть максимально благоприятные условия для размещения жилой инфраструктуры. Это связано с ровным низменным рельефом поверхности и сосредоточением подповерхностного льда, который позволит добывать воду без необходимости ее доставки с Земли.
Строить по 1000 Starship в год
Что же касается нынешней ситуации, по словам Маска, SpaceX способна производить один корабль каждые 2–3 недели. Планируется выйти на ускоренные темпы производства, чтобы выпускать до 1000 Starship в год (то есть по три в день). Миллиардер сравнил это с ежегодным производством коммерческих самолетов Boeing/Airbus. Для этого строятся два гигантских цеха (Giga Bay) в Техасе и Флориде, где расположены основные стартовые площадки компании.
Саму конструкцию космической системы в ближайшем будущем ждут усовершенствования. Ускоритель и корабль вместе будет достигать 142 м в высоту (сейчас — 121 м), на корабле будет установлено девять двигателей (вместо шести), емкость топливных баков увеличится до 3 700 т (в долгосрочной перспективе — до 4 000 т). Новые двигатели Raptor 3 будут иметь более простую конструкцию без теплозащиты, повышенную эффективность и надежность для защиты от критических последствий в случае утечки топлива в плазме.
Специалисты компании также работают над созданием многоразового теплового экрана. В новой версии корабля он будет керамическим и гладким — настолько, что «плитки» будут почти незаметны. Повышенная прочность необходима, чтобы теплозащита выдерживала нагрузки при повторном входе как в атмосферу Земли, так и Марса. Илон Маск признал, что это крайне сложная задача, которую ранее никому не доводилось решать.
Starship/Super Heavy представляет собой самую мощную ракетно-космическую систему в истории. Ее девятый испытательный полет прошел в ночь на 28 мая. Несмотря на то, что попытка была успешнее двух предыдущих, компания потеряла обе ступени — и корабль Starship, и ускоритель Super Heavy, которые разрушились еще до приводнения. Подробнее о том, как прошел запуск, почему он вновь завершился неудачей и что ждет компанию дальше, читайте в нашем разборе.