Кора Венеры оказалась почти вдвое тоньше земной
Планетологи неожиданно обнаружили новое отличие Земли от ее «горячего близнеца»: выяснилось, что кора Венеры значительно тоньше, чем считалось ранее. При этом она постоянно обновляется — несмотря на кажущееся отсутствие предпосылок (в виде тектоники плит). Если данные выводы подтвердятся, они неизбежно окажут самое прямое влияние на большинство моделей эволюции второй планеты от Солнца.
Земная кора, как известно, состоит из множества массивных плит, находящихся в постоянном движении. Толщина у них бывает разная (меньше всего — под океанами), но у самых массивных, вроде тех, что несут на себе Гималаи, достигает 70-80 километров. Возможно, это не стало бы пределом, если бы куски литосферы не наползали друг на друга — из-за чего нижние постепенно плавятся и становятся частью мантии. Данный процесс известен как субдукция, и лежит в основе метаморфизма — постоянного обновления «лица» нашей планеты.
В то же время на других планетах земной группы нет никакой тектоники плит. Их наружная оболочка представляет собой сплошную «скорлупу», не подверженную субдукции. Поэтому ученые полагали, что кора Венеры должна со временем лишь постепенно нарастать, становясь все более и более толстой. Команда исследователей во главе с Джулией Семприч намеревалась подтвердить данную устоявшуюся концепцию, уточнив конкретные цифры. Но столкнулась с одной крупной неожиданностью.
Проведя компьютерное моделирование с опорой на новейшие алгоритмы и свежие наблюдения за Венерой, ученые выяснили, что ее кора на самом деле гораздо тоньше, чем считалось до этого. Согласно расчетам, средняя толщина литосферы на второй планете от Солнца составляет 40 километров, а максимальная — около 65. Другими словами, она даже тоньше земной, несмотря на то что пребывает в практически полной неподвижности.
Семприч и ее коллеги пришли к выводу, что метаморфизм с постепенным плавлением нижних слоев литосферы в условиях Венеры может поддерживаться и без субдукции. А погружение обратно в ее мантию различного рода соединений (в том числе воды) является одним из факторов, стимулирующих могучую вулканическую активность.
Теперь ученые с нескрываемым любопытством ждут новых экспедиций к Венере (и окончания почти полной паузы, наступившей в ее изучении с гибелью Советского Союза). В частности, речь идет о таких предприятиях, как DAVINCI (Deep Atmosphere Venus Investigation of Noble gases, Chemistry, and Imaging) или VERITAS (Venus Emissivity, Radio Science, InSAR, Topography, and Spectroscopy). Правда, скорее всего, первым доберется до Венеры не НАСА, а Китайское национальное космическое управление, которое намерено впервые в истории доставить частицы из атмосферы этой планеты на Землю.