Ракета Vulcan Centaur возвращается к «многократным» полетам
Запуски

Ракета Vulcan Centaur возвращается к «многократным» полетам

7 марта 2025 года, 09:53

Новейшая ракета Vulcan Centaur, которая пока совершила всего лишь два полета и еще не получила сертификацию от Космических сил США, вернется к запускам в этом году. Ожидается, что альянс United Launch Alliance (ULA) проведет в общей сложности 11 стартов носителя в интересах национальной безопасности США, хотя в компании не исключают возможных переносов. Одной из первых полезных нагрузок Vulcan станет навигационный спутник NTS-3, произведенный L3Harris Technologies.

Последнее время все внимание «космической» общественности было приковано к запускам двух ракет — новейшей европейской Ariane 6, которая должна была совершить свой второй полет (и первый коммерческий), и мощнейшей системы Starship (для нее это были уже восьмые летные испытания). Изначально оба носителя планировалось запустить еще на прошлой неделе, но старты каждый раз переносились на более позднюю дату. Между двумя командами словно происходило негласное соревнование — кто же первым отправит свою разработку в полет.

Пальму первенства удалось заполучить европейцам. Их ракета была запущена 6 марта вместе с французским разведывательным спутником CSO-3 на борту. И, в отличие от Starship, взлетевшего сегодня ночью, старт Ariane 6 прошел успешно. Стальному «Звездолету» же повезло меньше: первую ступень — ускоритель Super Heavy — удалось поймать с помощью механических «рук» башни «Мехазилла», в то время как вторая — сам корабль Starship — вновь взорвалась в небе, и ее обломки «звездопадом» посыпались на землю.

На фоне противостояния Европы и США в лице Arianespace и SpaceX соответственно практически незамеченными остались заявления президента и генерального директора United Launch Alliance Тори Бруно, который анонсировал более 10 запусков ракеты Vulcan Centaur в 2025 году. Этот носитель — важнейший компонент второй фазы программы нацбезопасности по космическому запуску NSSL, но поскольку ракета еще не получила сертификацию от Космических сил США, пока что единственным поставщиком услуг по запуску спутников в рамках NSSL остается SpaceX.

Однако Тори Бруно четко дал понять, что его компания и ракета Vulcan Centaur намерены прочно закрепиться на рынке космических запусков. «Vulcan движется в правильном направлении, и, на самом деле, это довольно чистая разработка», — заявил он в подкасте Space Minds. По словам главы ULA, в настоящее время предприятие производит шесть ракет Vulcan — это говорит о том, что, несмотря на задержки с сертификацией, компания готова к проведению запусков.

«Я никогда не переставал строить ракеты, пока мы разбирались с этим вопросом. У меня есть в запасе шесть “Вулканов” и более десятка ракет Atlas. У меня есть твердотопливные ракетные двигатели, их десятки», — заверил Бруно. Дело в том, что во время второго полета Vulcan Centaur у одного из ее твердотопливных ускорителей оторвалось сопло — эта проблема не отразилась на запуске, но, тем не менее, потребовала расследования. В прошлом месяце ULA и поставщик твердотопливных ускорителей — компания Northrop Grumman — провели успешное статическое испытание ускорителя GEM-63XL в штате Юта.

В 2020 году ULA выбрали в качестве одного из основных поставщиков услуг по запуску военных и разведывательных спутников до 2027 года в рамках NSSL. Предполагается, что первым полетом Vulcan по этой программе станет миссия USSF-106 — ракете предстоит вывести на орбиту спутник навигации NTS-3 от L3Harris. ULA готовилась к этому запуску ранее в этом году, но из-за задержек с сертификацией ей пришлось разобрать Vulcan на стартовом столе для размещения Atlas 5.

Космические силы США ожидают, что всего в этом году альянс сможет провести 11стартов новой ракеты в интересах национальной безопасности. Хотя, как отметил Бруно, в расписании запусков, которые проводятся по программе NSSL, всегда есть непредсказуемость, и примерно половина всегда сдвигается вправо по срокам. Не в последнюю очередь это зависит от полезной нагрузки, доставка которой часто задерживается из-за сложности технологий.