Чудеса на «чердаке»: SpaceX выяснила причину взрыва Starship в седьмом полете
Технологии

Чудеса на «чердаке»: SpaceX выяснила причину взрыва Starship в седьмом полете

25 февраля 2025 года, 10:24

Американская компания SpaceX раскрыла причины аварии космического корабля Starship, который во время седьмого испытательного полета взорвался и не смог приводниться в Индийском океане. Как показало расследование, в хвостовой части «Звездолета» произошел пожар — в результате пять из шести двигателей Raptor отключились, и связь с кораблем была потеряна. Система безопасности, сработавшая из-за нарушения критериев полета, подорвала Starship.

Седьмые летные испытания самой мощной космической ракетной системы (как она устроена и для чего понадобилась Илону Маску, можно прочитать в карточках Pro Космос) состоялись в ночь на 17 января. Первая ступень Super Heavy отработала почти без нареканий, стартовав с площадки Starbase в Южном Техасе и доставив корабль Starship на заданную траекторию полета, а затем благополучно вернувшись на землю — захват ускорителя с помощью механических «рук» башни «Мехазилла», в отличие от IFT-6, прошел как по маслу.

Однако некоторые трудности все же были. Представив итоги расследования 24 февраля, в SpaceX уточнили, что во время первого тормозного маневра возникла проблема с перезапуском одного из 13 рулевых двигателей Raptor. Причиной тому — питание системы зажигания, которую в компании пообещали доработать перед следующими полетами. Позднее, впрочем, двигатель удалось зажечь — во время второго торможения перед посадкой.

Ситуация с кораблем Starship была намного сложнее. Предполагалось, что он выведет 10 габаритно-весовых макетов спутников Starlink, которые после отделения продолжат полет по баллистической траектории и сгорят в атмосфере Земли, а затем приводнится в Индийском океане спустя примерно час после старта. Вместо этого корабль взорвался в небе над Атлантическим океаном, и его обломки дождем посыпались на острова Теркс и Кайкос.

Всего через несколько часов SpaceX уже определила вероятную причину сбоя — утечка топлива, и в результатах расследования это предположение подтвердилось. Через две минуты после того, как произошло разделение двух ступеней ракетной системы, в верхней части грузового отсека — так называемом «чердаке», расположенном между нижней стенкой бака с жидким кислородом и защитой отсека — заметили «вспышку».

Из-за утечки топлива на «чердаке» повысилось давление, а спустя две минуты случилась еще одна вспышка, которая привела к пожару в отсеке. В конечном счете пять из шести двигателей Raptor отключились, и связь с кораблем была потеряна — это произошло на 9-й минуте полета. «Старшип» был подорван автоматикой из-за нарушений критериев полета. Система безопасности сработала в штатном режиме, добавили в SpaceX.

В компании отметили, что наиболее вероятной причиной аварии стали гармонические колебания — они были намного сильнее тех, которые фиксировались во время летных испытаний и наземных тестов. Все это усилило нагрузку на железо в двигательном отсеке и привело к утечке и пожару. Тем не менее в SpaceX уже прорабатывают шаги для решения это проблемы.

Запустив расследование, инженеры выполнили 60-секундный прожиг нового корабля Starship (S34) перед восьмым полетом — таким образом они попытались имитировать гармонические колебания и нагрузку, которые произошли во время IFT-7. Также в ходе этих статических огневых испытаний были протестированы разные режимы работы Raptor.

В итоге SpaceX переработает конструкцию магистралей для двигателей и температурный режим для горючего. Кроме того, на новых кораблях будут устанавливать больше прорезей для вентиляции внутри двигательного отсека и «чердака». Впрочем, пока расследование продолжается, и компания ждет решения от Федерального управления гражданской авиации (FAA). Регулятор либо выдаст предписание по новым мерам безопасности, либо свернет разбирательства после устранения недостатков. Для проведения следующих запусков компании нужно обновить лицензию.