Boeing и Airbus могут продать свои космические подразделения
Проекты

Boeing и Airbus могут продать свои космические подразделения

28 января 2025 года, 09:22

Американская корпорация Boeing и европейская Airbus могут закрыть свои космические подразделения уже в этом году, следует из прогноза компании Space Capital. Обе компании в последние годы терпят значительные убытки из-за задержек в выполнении контрактов, а их сотрудники сталкиваются с массовыми увольнениями.

Согласно отчету Space Capital об инвестиционных тенденциях, аэрокосмические гиганты с трудом справляются с условиями стремительно развивающейся космической сферы. «Сделки государственных подрядчиков знаменуют собой поворотный момент в космической экономике, поскольку они меняют конкурентную среду, создают новую систему влиятельных посредников и формируют новые возможности и риски в расширении возможностей правительства в космосе», - говорится в документе.

Прогноз был сделан на основе анализа тенденций в космической отрасли. В нем сказано, что 2025 год станет одним из самых значимых с точки зрения изменений «за всю историю космической экономики». Документ, в частности, был составлен на фоне грядущих изменений с возвращением в Белый дом Дональда Трампа. Видное положение в его окружении занимает Илон Маск – основатель компании SpaceX – главного игрока на космическом рынке. Space Capital ожидает, что он будет придерживаться «решительной позиции в поддержку роста и противодействия регулированию» в отрасли.

Еще одним важным фактором, который определит будущее космической сферы, станет увеличение расходов на оборону, следует из отчета. В частности, США намерены внедрить альтернативные системы позиционирования и навигации, а также улучшить инфраструктуру системы GPS посредством сотрудничества с коммерческими предприятиями.

Отмечается, что повышенный интерес к обороне уже прослеживается в космической сфере некоторое время. Так, компания Redwire, традиционно специализирующаяся на космической инфраструктуре, намерена приобрести стартап Edge Autonomy за $925 млн, чтобы усилить разработку оборонных технологий. Аналогичным образом, Voyager Technologies (ранее Voyager Space) объявила о реструктуризации, чтобы сделать больший упор на операции в области национальной безопасности. 

Тенденция распространяется и на других игроков космического сектора: компания Planet, оператор спутников дистанционного зондирования Земли, и стартап по производству аппаратов K2 Space недавно приняли на работу бывших военных чиновников, что говорит о их намерении заключить больше контрактов в этой области.

О том, что корпорация Boeing рассматривает возможность продажи своего космического бизнеса, сообщала The Wall Street Journal (WSJ) в октябре. С таким предложением выступил исполнительный директор Келли Ортберг. Он заявил, что предприятие должно сузить свою направленность и сфокусироваться основных сферах – создании самолетов и выполнении заказов для оборонной промышленности.

Boeing столкнулся с колоссальным убытком в размере более $6,2 млрд на фоне массовых сокращений сотрудников и ряда серьезных неудач при выполнении космических контрактов для NASA. Одной из главных проблем компании стал пилотируемый космический корабль Starliner, разработка которого велась почти 14 лет. Он выполнил первые два беспилотных полета в 2019 и 2022 году, и в июне 2024-го отправился в свой первый тестовый недельный полет. Несмотря на то, что кораблю удалось доставить двух астронавтов на МКС, по путина станцию были обнаружены сбои в работе двигателя, а также несколько утечек гелия. В сентябре он отправился на Землю пустым, а экипаж был вынужден остаться на орбите почти на 10 месяцев. 

Космическое подразделение Airbus Defence and Space также терпит финансовые потери уже почти два года. За последний год они достигли почти $1 млрд. Причиной стало не только неправильное распределение бюджета, но и срывы сроков выполнения ряда спутниковых проектов. Одним из источников проблем в компании ранее называли программу OneSat, которая предполагает создание спутников связи для работы на геостационарной орбите. В октябре прошлого года в компании сообщали о планах по сокращению до 2500 сотрудников к середине 2026-го.