Астрономы добиваются всемирного запрета навязчивой рекламы в космосе
Проекты

Астрономы добиваются всемирного запрета навязчивой рекламы в космосе

27 января 2025 года, 13:31

Американское астрономическое общество (AAS) призвало запретить навязчивую рекламу в космосе, которая может помешать научным наблюдениям и доставить неудобства жителям Земли. Несмотря на то, что подобные технологии пока не применяются на практике, некоторые частные компании уже занимаются их разработкой, поэтому ученые предлагают действовать на опережение и ввести запрет в мировом масштабе.

В законодательстве США под навязчивой космической рекламой понимается «реклама в космическом пространстве, которая может быть распознана человеком на поверхности Земли без помощи телескопа или другого технологического устройства». Исходя из этого, такие рекламные объявления находятся под запретом, а значит государственный регулятор не сможет выдать лицензию на запуск космических аппаратов с полезной нагрузкой для размещения космической рекламы такого рода.

Федеральный закон действует уже несколько десятилетий и пока не было ни одного случая его нарушения. Тем не менее, члены AAS обеспокоены возможной реализацией технологии в других странах. Член Комитета AAS по защите астрономии и космической среды на брифинге во время 245-го заседания организации в январе заявил, что у него пока нет данных о предстоящих рекламных кампаниях в космосе, однако упомянул российскую компанию Avant Space, которая в апреле 2024 года запустила малый космический аппарат «Гагаринец» – первый в мире спутник для трансляции маркетинговых сообщений с низкой околоземной орбиты.

AAS в своем заявлении призвала к глобальному запрету навязчивой космической рекламы «на основании соответствующей международной конвенции, международного договора или закона» и настоятельно призвала делегацию США в Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях (КОПУОС) выступить за введение такой меры.

«Гагаринец» представляет собой космический аппарат формата «кубсат» 3U с габаритами 10×10×30 см и весом всего 3,8 кг. Это первый в мире прототип рекламного спутника, который, по словам представителей компании, сможет показывать логотипы брендов или рекламные слоганы, работая по принципу QR-кодов. 

По задумке Avant Space, сообщения будут формироваться с помощью созвездий из десятков или даже сотен малых спутников, которыми можно будет управлять, как обычными дронами. Они смогут транслировать до 30 символов в секунду. Чтобы увидеть рекламный баннер с Земли нужно будет установить специальное приложение, однако сами спутники будут видны невооруженным глазом.

В то же время, сами разработчики технологии уверяют, что «яркие точки» в небе не будут мешать жителям городов, самолетам, а также наблюдениям астрономов. Проекция не будет постоянной – она будет видна в течение 3-5 минут во время прохождения группировки над городами. 

Первые летные испытания лазеров для рекламных спутников Avant Space сообщала в 2020 году. Тогда блок с лазерами был запущен в стратосферу на высоту около 30 км. Целью эксперимента было проверить, насколько ярко будут «светить» спутники из космоса.