Билборды в космосе: в России запустили первый в мире рекламный спутник
Технологии

Билборды в космосе: в России запустили первый в мире рекламный спутник

15 апреля 2024 года, 08:43

Будущее наступило: реклама добралась и до космоса. Компания-резидент «Сколково» Avant Space 11 апреля с помощью ракеты-носителя «Ангара-А5» запустила с космодрома Восточный малый космический аппарат «Гагаринец» – первый в мире спутник для трансляции маркетинговых сообщений с околоземной орбиты. В ближайшие годы планируется запустить еще десятки таких спутников. Вместе они будут образовывать в небе над городами логотипы, рекламные слоганы и QR-коды.

Логотипы на орбите

«Гагаринец» представляет собой космический аппарат формата «кубсат» 3U – то есть с габаритами 10×10×30 см и весом всего 3880 г. Это первый в мире прототип рекламного спутника. Он будет показывать логотипы брендов или рекламные слоганы с низкой околоземной орбиты высотой 500-600 км, работая по принципу QR-кодов.

В будущем к прототипу присоединятся десятки спутников, образовав орбитальную группировку «Созвездие» для показа рекламы из космоса. Предполагается, что они смогут работать на орбите от трех до пяти лет. Однако запущенный на прошлой неделе «первопроходец» прослужит всего 30 суток, после чего сгорит в плотных слоях атмосферы, не оставив после себя космического мусора.

По задумке Avant Space, логотипы или целые рекламные слоганы будут формироваться с помощью «роя» из десятков или даже сотен спутников, которыми можно будет управлять, как обычными дронами. Спутники смогут транслировать до 30 символов в секунду. Чтобы увидеть рекламный баннер с Земли, нужно будет установить специальное приложение, но транслирующие сообщения аппараты будут видны невооруженным глазом, отмечают в «Сколково».

Экологично и безопасно

Рекламу ежедневно планируют показывать над 18 крупными городами мира. По подсчетам компании, в таком случае маркетинговые сообщения охватят сразу 335 млн человек. Компания-разработчик технологии заверяет, что «яркие точки» в небе не будут мешать ни жителям городов, ни самолетам, ни наблюдениям астрономов. Проекция не будет постоянной – она будет зажигаться только на 3-5 минут во время прохождения группировки спутников над городами.

Лазеры в одном спутнике имеют электрическую мощность более 150 Вт – это соразмерно энергопотреблению обычной лампочки. Благодаря двигателю весом около 1 кг аппараты смогут корректировать свое положение на орбите. Ожидается, что благодаря специфике двигательной установки, за несколько лет своей работы один спутник израсходуют всего около 0,2 кг топлива. Помимо этого, «питаться» спутники будут с помощью солнечных батарей.

По словам основателя Avant Space Антона Оссовского, космическая реклама будет экологичнее традиционных билбордов и бумажных листовок. Причем она позволит не только экономить бумагу и краску, но и, благодаря цифровому формату, воплощать самые смелые концепции. Еще один плюс – долговечность: запущенные один раз аппараты можно будет использовать в течение нескольких лет.

«Наше созвездие будет заметным — движущимся, ярким и размером с 3 луны. Спутники будут светить голубым, звездным светом, длина волны 487 нанометров. В дальнейшем будем использовать и другие цвета — красный, желтый, зеленый, синий. Лазеры сфокусированы настолько четко, что их не будет видно за границами города», - приводят слова Оссовского в Школе управления «Сколково».

Не только реклама, но и польза

Помимо коммерческой функции, аппараты также планируется использовать для дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). В частности, они помогут вовремя выявлять лесные пожары, наводнения, незаконную вырубку лесов, и прочие чрезвычайные ситуации. Создатели спутников позаботились о том, чтобы использовать их по-максимуму. Обычно спутники ДЗЗ работают только на светлой стороне Земли и бездействуют на остальной ее части. Аппараты Avant Space обещают задействовать на 100% – они будут вести наблюдения поверхности планеты на освещенной части и транслировать рекламные сообщения на темной стороне Земли.

На рекламе в космосе амбициозный стартап не собирается останавливаться. В их планах – сделать из спутников новое медиа. Так, например, при наведении камеры смартфона на спутник, QR-код может переводить пользователей, например, на тот или иной сайт СМИ и сообщать об актуальных событиях. Разработчики также хотят дать возможность любому человеку подключаться к орбитальным аппаратам чтобы самостоятельно делать с их помощью фотографии ночного неба или тестировать программный код.

Что же касается цен на рекламу – трансляция своего логотипа из космоса с помощью спутника Avant Space обойдется бренду в $1 млн. Отмечается, что такие расценки будут действовать, если заключить контракт до конца 2024 года. Позже стоимость может значительно вырасти. По оценкам Avant Space, к 2027 году мировой рынок наружной рекламы вырастет с $39 млрд до $53 млрд, а реклама в космосе будет стоить $1 трлн.

Об успешном проведении первых летных испытаний лазеров для рекламных спутников проекта «Созвездие» Avant Space сообщала в 2020 году. Тогда блок с лазерами был запущен в стратосферу на высоту около 30 км. Целью эксперимента было проверить, насколько ярко будут «светить» спутники из космоса.

Ракета-носитель «Ангара-А5» с разгоном блоком «Орион» стартовала 11 апреля с площадки № 1А космодрома Восточный. Это был шестой космический запуск России в 2024 году, в том числе второй — с Восточного. Сама же «Ангара-А5» отправилась в свой четвертый полет за десять лет, но впервые пуск осуществлялся из Амурской области – до этого она стартовала с космодрома Плесецк в Архангельской области.