Российские ученые рассчитали, сколько частиц Земли «осело» на других телах Солнечной системы
Ученые из Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского рассчитали траектории полета тел, выброшенных с Земли на заре ее истории — например, в результате столкновений. Результатом стала всеобъемлющая модель, которая показывает, сколько частиц нашей космической родины могло долететь до других планет Солнечной системы.
До сих пор нашу планету активно бомбардируют метеориты. Примерно раз в миллион лет прилетает что-то по-настоящему крупное — от километра и выше. И при каждом таком столкновении в космос выбрасываются частицы самой Земли — которые после этого могут дрейфовать там миллиарды лет. Что, если некоторые из этих миниатюрных астероидов достигли других планет, вращающихся вокруг нашей звезды? Особенно учитывая, что при зарождении Солнечной системы таких столкновений было на порядок больше.
Именно этим вопросом и занялись ученые из Лаборатории термодинамики и математического моделирования природных процессов ГЕОХИ РАН. В центре их внимания оказались крупнейшие кратеры — такие, как Попигай или Чиксулуб (возрастом 36 и 66 миллионов лет соответственно) — выбросы из которых до сих пор могут путешествовать где-то внутри орбиты Марса. Для каждого из случаев смоделировали движение 250 осколков — с разными значениями угла, скорости и точки выброса. Разумеется, учитывалось и гравитационное влияние Солнца, а также всех восьми планет.
Итоги оказались несколько неожиданными. Выяснилось, что всего 20-30% земных пород после столкновения с метеоритом падало обратно на Землю. И примерно столько же попало на ближайшую к нам планету — Венеру. До Марса долетело уже значительно меньше (от 2 до 8 процентов), а Меркурию и вовсе досталось около 2,5% «выхлопа» многочисленных столкновений. Остальные породы продолжают путешествовать по Солнечной системе, так и не достигнув какой-либо планеты.
При этом самое значительное следствие заключается в том, что некоторые из осколков вполне могли нести на себе органические вещества и даже живые микроорганизмы (если они были в состоянии пережить столкновение). А значит, метеориты потенциально могли бы «заселить» другие планеты Солнечной системы. В первую очередь — Марс.
Итоги работы резюмировал ведущий автор исследования, доктор физмат наук Сергей Ипатов: «Считается, что жизнеспособные прибытия микробов могли быть после времени полета метеоритов между Землей и Марсом около одного миллиона лет. В проведенных нами расчетах вероятность столкновения тел, выброшенных с Земли, с Марсом за один миллион лет составила порядка двух десятитысячных».