Астрофизик объяснил странное поведение пульсара в Крабовидной туманности
Наука

Астрофизик объяснил странное поведение пульсара в Крабовидной туманности

26 ноября 2024 года, 12:28

Астрофизик Михаил Медведев успешно разрешил загадку, над которой ученые бились десятилетиями: почему остаток сверхновой в сердце Крабовидной туманности ведет себя столь необычно? В своей работе он успешно объяснил, откуда берется странное излучение молодого пульсара — спектр которого напоминает узор на шкуре зебры.

В ряде летописей от Европы до Китая отмечено появление на небе яркой звезды в 1054 году. Спустя девять столетий ученые установили, что это была сверхновая, которая привела к образованию одной из самых потрясающих туманностей, которые только можно наблюдать с Земли — Крабовидной. На протяжении XX и XXI веков она активно изучалась сотнями астрономов и даже стала местом действия некоторых фантастических произведений (к примеру, рассказа «Первый контакт» Мюррея Лейнстера). Но, несмотря на это, в ее природе до сих пор остались загадки.

И главная из них — это в высшей степени странное поведение пульсара, сверхплотного остатка вспыхнувшей семь тысяч лет назад гигантской звезды. Он, как гигантский маяк, посылает в космос импульсы излучения, которое в высокочастотном диапазоне формирует на спектрограммах странный рисунок — с распределением, пропорциональным частотам полос.

1 / 3

«PSR B0531+21 — это единственный известный нам объект, который создает узор в виде зебры, причем он проявляется только в одном компоненте излучения Крабового пульсара. Его основной импульс — широкополосный, типичный для большинства пульсаров, с другими широкополосными компонентами, характерными для нейтронных звезд. Однако высокочастотный межпульсный интервал уникален и составляет от 5 до 30 гигагерц — частоты, аналогичные частотам микроволновой печи», — объяснил Михаил Медведев, который и сделал новое открытие.

В своем анализе пульсара астрофизик прибег к новому методу, который позволил с высокой точностью измерить плотность плазмы, окружающей мертвую звезду. Именно она, как оказалось, вызывает дифракцию электромагнитных импульсов — которые и являются характерной особенностью PSR B0531+21.

По сути, Медведев впервые провел своего рода «томографию» оболочки нейтронной звезды, установив особенности распределения заряженных частиц в ее атмосфере. Этот революционный исследовательский метод не только позволяет объяснить поведение конкретного молодого пульсара, но и в деталях изучить множество его аналогов, разбросанных по Вселенной. Около десятка из них, как и PSR B0531+21, считаются достаточно молодыми — и их подробные исследования, судя по всему, еще впереди.