Intuitive Machines показала луномобиль для перевозки астронавтов
Техасская компания Intuitive Machines представила демонстрационный образец лунохода Moon RACER, который 7 ноября совершил свою дебютную поездку — пока лишь по территории космического центра в американском Хьюстоне. Ровер способен развивать скорость до 15 км/ч, преодолевая препятствия высотой до 30 см. Работы над ним ведутся по контракту с NASA, предполагающему разработку луномобиля для астронавтов. Помимо Intuitive Machines, конкурсный отбор прошли Lunar Outpost и Venturi Astrolab, но агентство выберет только один проект.
В апреле этого года NASA выбрало три частные компании — Intuitive Machines, Lunar Outpost и Venturi Astrolab — для создания своих версий космического аппарата Lunar Terrain Vehicle (LTV) в рамках программы «Артемида». Согласно условиям контракта, предприятиям нужно разработать концепции ровера в соответствии с технико-экономическим обоснованием агентства. Затем они приступят к непосредственному строительству лунохода и его доставке на Луну. Главное условие — подтвердить работоспособность и безопасность своего ровера.
Луномобиль будет задействован в экспедиции Artemis V, которая предполагает третью посадку с экипажем на спутник Земли в районе Южного полюса. Ее старт запланирован на март 2030 года, хотя сроки еще могут корректироваться. По требованиям NASA, ровер должен вмещать двоих членов экипажа, но при этом управляться как вручную, так и автономно. При этом луномобиль будет негерметичным: астронавтам придется сидеть в нем, не снимая скафандров. Это будет первая экспедиция после Apollo 17, в которой используют негерметичный луноход.
Над прототипом ровера Moon RACER трудилась большая команда специалистов: автомобильная компания Roush Performance разработала колеса и подвеску для лунохода, предприятие Michelin — шины, Boeing руководила проектированием, а Northrop Grumman — оказывала поддержку в планировании полета. Кроме того, Intuitive Machines сотрудничала еще с пятью неназванными аэрокосмическими компаниями. И вот, спустя несколько месяцев работы, образец прокатился по территории Космического центра Хьюстона.
«Через неделю мы доставим его в метеоритный кратер в Аризоне и собираемся протестировать в условиях, аналогичных тем, которые были бы у нас на Луне», — сообщил старший вице-президент по космическим системам Intuitive Machines Трент Мартин.
Moon RACER достигает 4,3 метра в длину, 2,6 метра в высоту и 3,7 метра в ширину. Он способен развивать скорость до 15 км/ч — примерно такую же, как и его предшественник времен Apollo, —преодолевать склоны крутизной до 20 градусов и препятствия высотой до 30 сантиметров. Ровер оснащен системой предотвращения опасных ситуаций (будет включаться при его использовании астронавтами), а также предполагает автономный режим работы, как и требовало NASA.
«Когда астронавтов не будет, мы продолжим управлять этим транспортным средством отсюда, из Хьюстона, из Австралии, с лунных баз и со станции Lunar Gateway, которая будет вокруг Луны», — уточнил Мартин. По его словам, специалисты могут задать роверу любую точку назначения, и он доберется туда. А благодаря тому, что луноход оснащен антеннами, он будет не только служить центром связи между астронавтами, но и передавать данные через спутник или напрямую на Землю.
Как добавили в Intuitive Machines, в отличие от луномобиля для Apollo, Moon RACER не придется складывать. Его спроектировали таким образом, чтобы он поместился внутри обтекателя ракеты Falcon Heavy от компании SpaceX. Помимо демонстрационного образца, в NASA также доставили статический макет ровера Moon RACER. Сейчас он проходит испытания в Космическом центре имени Линдона Джонсона.
Впрочем, помимо Intuitive Machines, над своими проектами луноходов трудятся Lunar Outpost и Venturi Astrolab. В конечном итоге, NASA выберет лишь одну концепцию, максимальная стоимость контракта на оказание услуг LTV может составить $4,6 млрд. Кроме того, по мере необходимости агентство планирует выдать дополнительные заказы до 2039 года.