Boeing показал, как секретный военный космоплан выполняет маневры на орбите
На орбите

Boeing показал, как секретный военный космоплан выполняет маневры на орбите

6 ноября 2024 года, 11:12

Секретный американский военный космоплан X-37B стал чуть менее загадочным. Его производитель, корпорация Boeing, раскрыла подробности об уникальной технологии аэродинамического торможения, которую выполняет аппарат для изменения высоты собственной орбиты.

Компания Boeing опубликовала видеоролик, где подробно описала механизм проведения космопланом X-37B маневров по изменению параметров орбиты с использованием сопротивления верхних слоев атмосферы, получивших название «аэробрейкинг». По словам представителей предприятия, такие действия позволяют экономно (без больших затрат топлива) значительно изменять орбиту аппарата и «безопасно утилизировать» его компоненты для предотвращения образования космического мусора.

Как отмечают эксперты, в перспективе маневр позволит ему оставаться непредсказуемым для отслеживания потенциальным противником, поскольку орбита космического аппарата будет меняться в процессе погружения в атмосферу, и на этом участке отследить изменения с помощью наземных средств сложно.

Обычно космические аппараты корректируют свою орбиту с помощью собственных двигателей. Для этого нужно топливо, поэтому число и параметры таких маневров ограничены. В то же время, чтобы изменить свою орбиту, X-37B во время «аэробрейкинга» использует атмосферное сопротивление, изменяя скорость и направление движения (а, значит, и характеристики полученной в результате маневра орбиты) без больших затрат топлива.

В видеоролике наглядно показано, как X-37B меняет свое положение — в момент входа в атмосферу его плоское «брюхо» направлено вперед, а нос — вверх, то есть в противоположную сторону от Земли. Более широкая и плоская нижняя часть космоплана светится оранжевым цветом из-за тепла, выделяющегося при трении, создаваемым верхними слоями атмосферы Земли. Это позволяет создать сопротивление атмосферы, что в результате приводит к замедлению аппарата и снижению его орбиты.

Но что гораздо важнее: за счет отклонения носа на различный угол, величина торможения изменяется. В соответствии с законами геометрии и физики не остается постоянным и вектор движения аппарата, в следствие чего с помощью «аэробрейкинга» можно не просто замедлить скорость Х-37В, но и довольно значительно изменить направление его движения (в частности, наклонение орбиты).

В Космических силах США отметили успешную работу Boeing. «Первый в своем роде маневр, выполненный X-37B, является невероятно важной вехой для Космических сил США, поскольку мы стремимся расширить наши возможности в решении этой сложной проблемы», — заявил командующий Космическими силами США генерал Ченс Зальцман.

X-37B представляет собой многоразовый мини-шаттл массой около 5 т, длиной 8,9 м и размахом крыла примерно 4,5 м. Как отмечают в Boeing, он предназначен для испытания перспективных технологий во время полетов на низкой околоземной орбите высотой от 240 до 800 км. 

Космоплан отправился в седьмой полет (OTV-7) в декабре 2023 года с помощью ракеты-носителя Falcon Heavy и находится на орбите до сих пор. Как только все его задачи «по тестированию технологий» будут завершены, аппарат вернется на Землю. Сколько продлится его «путешествие» — пока неизвестно.Предыдущий полет длился почти 909 дней, поэтому вполне возможно, что он задержится на орбите надолго. Подробнее о характеристиках X-37B и его задачах читайте в нашем разборе.