Самый секретный из секретных: 100 лет конструктору морских ракет Виктору Макееву
25 октября исполняется 100 лет со дня рождения Виктора Макеева - выдающегося ученого-конструктора, создателя морского ракетно-ядерного щита нашей страны. Уже после смерти Макеева, его преемники адаптировали ряд МБР морского базирования для запуска космических аппаратов. В советское время сам Виктор Петрович, его работа и конструкторское бюро, располагавшееся в уральском Миасе, были строго засекречены.
Студент, отказавший самому Королеву
Родился Виктор Макеев в 1924 года в селе Протопопове (сейчас в черте Коломны). В 1930 году семья перебралась в Москву, где в 1939 году после окончания семилетки Виктор устроился рабочим на авиационный завод, где трудился его отец. В 1941 году завод эвакуировали в Казань. Там сдал экстерном экзамены за 10-й класс и поступил заочно на учёбу в Казанский авиационный институт, где работал в туполевской шарашке Сергей Павлович Королев. По воспоминаниям современников, Королев заметил талантливого юношу и рекомендовал ему перевестись в Московский авиационный институт, что Виктор и сделал.
В 1947 году Королев лично пригласил на работу к себе в ОКБ-1 одиннадцать своих дипломников. Среди них был и Виктор Макеев, который, совершенно неожиданно для главного конструктора, отказался, потому что ездить в Подлипки ему придется с другого конца Москвы.
Не секрет, что Сергей Павлович был упрямым в достижении своих целей. Он оказал на Виктора Макеева воздействие и тот согласился, получив задачу спроектировать ракету для достижения высоты 100-150 км с двумя испытателями с последующим спуском на парашюте. Проект у Макеева получился, защита прошла блестяще и была высоко оценена председателем государственной комиссии авиаконструктором Владимиром Мясищевым. Но работу в ОКБ-1 Макееву пришлось прервать.
Смертельно опасная командировка в Белоруссию и отказ заменить Королева
Молодого коммуниста партия направила на работу в аппарат Центрального комитета комсомола инструктором и вскоре его, вместе с тремя коллегами, послали устанавливать советскую власть в Западной Белоруссии.
Вернулся из командировки живым только Макеев.
Затем командировки по Советскому Союзу и даже на олимпиаду в Хельсинки в качестве замполита руководителя команды по вольной и классической борьбе. Возвращения Макеева из ЦК комсомола в ОКБ-1 добился лично Сергей Королёв и Виктор оказался на передовой Холодной войны.
В США ускоренными темпами шли разработки межконтинентальных баллистических ракет для атомных подводных лодок. В августе 1955 года вышло постановление правительства СССР о разработке ракеты для подводных лодок на базе королёвской ракеты Р-11.
Королев поручил разработку проекта группе, возглавляемую Макеевым. В результате уже 19 сентября 1955 года при непосредственном руководстве пуском Королевым впервые в мире был произведен пуск баллистической ракеты Р-11ФМ с дизельной подводной лодки «Б-107».
Это был первый успех Макеева-конструктора. Но пуск был из надводного положения лодки, а в США завершалось строительство существенно превосходившего его во всех отношениях комплекса для атомных подводных лодок.
Королев, увлеченный созданием МБР Р-7 и ее космическими перспективами пришел к выводу, что морскую тематику надо развивать на специальном предприятии и предложил создать филиал № 1 ОКБ-1 в Златоусте при заводе № 385 - Специальное конструкторское бюро по морским ракетам.
Заместитель Королева Борис Черток вспоминал: «Начальник филиала должен был именоваться заместителем главного конструктора Королева. Эту должность он предложил молодому, энергичному, … бывшему секретарю Комитета комсомола НИИ-88, преуспевающему на посту ведущего конструктора всех модификаций ракет Р-11 и Р-11М, Виктору Петровичу Макееву. Макееву был уже 31 год, он вышел из комсомольского возраста. Однако его хорошо запомнили в ЦК ВЛКСМ и заметили в ЦК КПСС. Вероятно, в перспективе он мог сделать карьеру в аппарате ЦК или Совета министров. Но Королев не учел потенциальной амбициозности Макеева. В ответ на предложение Виктор Макеев заявил: «На Урал я согласен поехать только в должности главного конструктора. Заместителем не поеду».
На этот раз Макеев не уступил. Назначению его главным конструктором столь ответственного направления в Совмине и ЦК сопротивлялись. Но Королев настоял. В июне 1955 году Макеева назначили главным конструктором вновь создаваемого златоустовского КБ-385.
В 1956 году Королёв полностью передал тематику МБР морского базирования Макееву. Р-11ФМ была доработана в Златоусте и принята на вооружение в 1959 году. В том же году КБ-385 во главе с Макеевым переехало в Миасс. Но еще в 1957 году Виктор Петрович параллельно с доводкой Р-11ФМ начал разработку ракеты собственной конструкции Р-13 которая должна была в 4 раза превышать дальность полета Р-11ФМ. Пуски этой ракеты могли производиться только с подводных лодок в надводном положении, но это отставание от США компенсировалось наличием боеголовки с более мощным ядерным зарядом. Р-13 была принята на вооружение ВМФ в 1961 году и устанавливалась на подводных дизельных лодках 629-го проекта.
Работы над освоением подводного старта Виктор Макеев начал еще в 1958 году, причем сначала для этого адаптировалась Р-13, став Р-13М, затем началась разработка ракеты Р-21 специально для атомных ракетоносцев проекта 658М.
Достигнутая дальность полета этой ракеты 1400 км на 300 км превышала задание заказчика. В проекте этой ракеты впервые применен «утопленный двигатель», который размещался внутри бака с топливом, тем самым существенно уменьшая длину ракеты. В 1963 году Р-21 была принята на вооружение.
За следующие несколько лет КБ-385 (с 1966 года КБ машиностроения) под руководством Макеева сделало технологический рывок, позволивший достичь паритета с американцами. Ракетой Р-27, принятой на вооружение в 1968 году с дальностью 2400 км, были оснащены ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667А.
В 1966 году скоропостижно скончался Королев. Посоле его похорон состоялось совещание, где рассматривался вопрос его преемника во главе ОКБ-1. Возглавить знаменитое ОКБ-1 предложили Виктору Макееву. Его уговаривали и заместители Королева, и друзья из министерства. Казалось, что предложение настолько привлекательно, что отказаться невозможно. Но Макеев отказался.
«На мне сейчас висит комплекс Д-5, - аргументировал свое решение Макеев - Вы не представляете, что это такое! Мы впервые с "судаками" размещаем на атомной подводной лодке 16 ракет с "утопленными" двигателями. Проблем больше, чем у вас со всеми космонавтами вместе взятыми! Еще неизвестно, когда начнем делать, а от меня уже требуют, чтобы на лодках стояли межконтинентальные ракеты… Нет, все вы чудаки! Поймите! На одной лодке 16, на худой конец 12 межконтинентальных ракет. Так ей же от своих берегов далеко и уходить не надо. Прямо со своей базы может залпом жахнуть так, что ракетные войска со всеми их шахтами и бункерами уже не потребуются».
Разработку МБР Р-29 с дальностью 7800 км Макееву пришлось вести в жесткой конкуренции с ОКБ-52 Владимира Челомея. Госкомиссия рассмотрела проекты обоих конструкторов. Р-29 оказалась на 50% короче и легче, на 10% меньше в диаметре, чем челомеевская. Двигатель ее второй ступени, утопленный в баке топлива для двигателя первой ступени, дал огромный выигрыш в размерах ракеты. Благодаря этому решению Макеев выиграл конкурс у Челомея.
На основе Р-29 была разработана космическая ракета-носитель «Высота».
Дальнейшей модификацией Р-29 стала ракета РСМ-50 большей дальности и точности стрельбы. В 1983 года на вооружение ВМФ была принята новая ракета В.П.Макеева — РСМ-52 с твердотопливными двигателями, десятью боеголовками индивидуального наведения. Эта ракета стала последним детищем Виктора Петровича.
Ракетные комплексы для ударных подводных лодок, созданные под руководством Макеева, не только не уступали американским, но и превосходили по многим показателям. Это оружие до сегодняшнего дня считается лучшим из существующих.
Но главным достижением Макеева, позволившим создать такое оружие, стала организация им триумвирата: Ракетного КБ, Федерального ядерного центра и НИИ "Автоматика". В Свердловске (сейчас - Екатеринбург) создавались системы управления, в Челябинске-70 (Снежинск) — ядерные "изделия", а в Миассе — ракетные комплексы. Именно это триединство и обеспечивает до сих пор морскую мощь нашей страны.
Виктор Петрович Макеев ушёл из жизни скоропостижно в день своего рождения 25 октября 1985 года в 61 год, в самом расцвете творческих сил и возможностей, но его дело бережно сохранено и развивается.
Космическое наследие Виктора Макеева: от "Зыби" до "Короны"
В 1993 году на основе его КБ машиностроения создан Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева, ныне очень авторитетное в мире ракетостроителей объединение. Современные разработки ГРЦ Макеева, продолжающие оснащение атомного подводного межконтинентальными баллистическими ракетами суперсекретны. А вот о разработках там ракет-носителей космического назначения кое что известно.
Пионером в этой области стала ракета-носитель «Зыбь» (переоборудованная РСМ-25), которую использовали для экспериментов в условиях 15 минутной невесомости на пассивном участке траектории. В состав «боевого» блока входили 15 печей, информационно-измерительная и командная аппаратура, парашютная система для мягкого приземления. В печах размещались кремний-германий, алюминий-свинец, Al-Cu, высокотемпературный сверхпроводник и другие, из которых в ходе эксперимента при температуре от 600°C до 1500°C получали материалы с новыми свойствами. Первый пуск произведен с подводной лодки типа «Навага» 18 декабря 1991 года. Были еще пуски с различными научно-техническими блоками.
Логическим продолжением этих работ стал запуск с подводной лодки «Калмар» 34 тонной РН «Волна» в 1995 году, созданной на базе БРПЛ РСМ-50 со спасаемым летательным аппаратом «Волан».
Но это все для полетов по баллистической траектории. А семейство ракет-носителей легкого класса «Штиль», «Штиль-2.1», «Штиль-2Р» разработано на базе БРПЛ Р-29РМ предназначалось для выведения на околоземные орбиты космических аппаратов.
РН серии «Штиль» до сих пор не имеет аналогов в мире по уровню энергомассовых показателей, обеспечивая спутники массой до 100 кг на орбиты высотой до 500 км при наклонением 78,9º.
Первый запуск РН «Штиль-1» произведен 7 июля 1998 года с борта атомной подводной лодки К-407 «Новомосковск». Полезной нагрузкой были два спутника Берлинского технического университета.
За «Штилями» последовали ракеты-носители «Прибой» и «Рикша». Сейчас идет активная разработка полностью многоразовой ракеты-носителя «Корона» высотой 42,15 м, стартовой массой 302-315 т , способной при запуске с Восточного выводить на околоземную орбиту высотой 200 км от 5.5 до 10.6 тонн.