В Малом Магеллановом облаке зафиксировали редкую сверхяркую вспышку
Наука

В Малом Магеллановом облаке зафиксировали редкую сверхяркую вспышку

21 октября 2024 года, 14:13

Американские астрономы зафиксировали редкое явление — чрезвычайно яркую рентгеновскую вспышку в Малом Магеллановом облаке. Ее источником могло стать одно из самых мощных извержений новых звезд в истории, которое произошло в двойной звездной системе с белым карликом.

Открытием поделились ученые из Пенсильванского университета в США. По их словам, за всю историю наблюдений это вторая вспышка настолько большой яркости, исходящая от двойной системы с белым карликом.

Как поясняют исследователи, новые звезды возникают в результате взрывов, вызванных попаданием вещества от соседней звезды на поверхность белого карлика. Когда на поверхности светила скапливается достаточное количество материала, происходит быстрая термоядерная реакция, сопровождающаяся выбросом энергии.

У большинства новых звезд умеренная яркость, которая идет на понижение в течение нескольких недель. Однако наблюдаемая новая звезда выделяется среди других не только своей чрезвычайной яркостью, но и продолжительностью свечения.

Вспышка наблюдалась в звездной системе под названием CXOU J005245.0-722844 седьмой из известных рентгеновских двойных систем с белым карликом. Она расположена в Малом Магеллановом облаке — карликовой галактике, находящейся недалеко от Млечного Пути. В этой системе белый карлик вращается вокруг молодой и горячей звезды, которая окружена диском из звездного вещества. Астрономы считают, что подобные объекты должны встречаться в нашей Вселенной довольно часто, но пока таких примеров единицы.

Процесс, происходящий во время вспышки новой звезды, можно сравнить с мощным взрывом водородной бомбы. В результате него возникает электромагнитное излучение, которое можно зафиксировать с помощью телескопов как на Земле, так и на околоземной орбите. Новая звезда была заметна в оптическом диапазоне, то есть в видимом свете, в течение примерно недели. В рентгеновском диапазоне ее можно было наблюдать чуть дольше — около двух недель.

Авторы исследования надеются, что наблюдаемое астрономическое событие позволит узнать больше о происхождении загадочных вспышек, а также об их особенностях, однако для более глубокого понимания процессов, которые привели к такому яркому событию, потребуются дополнительные наблюдения. Тем не менее открытие уже можно считать важным первым шагом к разгадке того, как ведут себя двойные системы, подобные CXOU J005245.0-722844, добавили авторы исследования.