«Хаббл» сфотографировал «летящую» к Земле галактику
Большой взрыв

«Хаббл» сфотографировал «летящую» к Земле галактику

21 октября 2024 года, 14:05

Космический телескоп NASA «Хаббл» поделился новым снимком спиральной галактики Мессье 90 – одной из самых ярких и крупных в созвездии Девы. Изображение, полученное камерой нового поколения, отличается детальностью и позволяет подробнее рассмотреть диск галактики, ее газовое облако и ядро.

Галактика Mессье 90, также известная как M90 или NGC 4569, расположена на расстоянии 55 млн световых лет от Земли. Это одна из немногих галактик, которые со временем становятся ближе к нашей планете: ее орбита в скоплении Девы ускорилась настолько, что M90 постепенно покидает свое привычное местоположение.

Астрономы измерили другие галактики в скоплении, которые движутся с такой же скоростью, но в противоположном направлении, и установили, что M90 и далее продолжит приближаться к Земле, постепенно превращаясь из спиральной в линзовидную галактику.

Во внутренней части диска Mессье 90 расположены области, где активно формируются новые звезды. На снимке это точки красного цвета, вызванные особым типом излучения – H-альфа. Около 300 млн лет назад галактика двигалась по траектории, которая проходила рядом с центром скопления Девы, но из-за высокой плотности газа в его центральной части, M90 испытывала сильное сопротивление – почти такое же, как при встречном ветре.

Это привело к тому, что из галактики улетучилось большое количество газа, а вокруг M90 образовалось рассеянное облако, которое мы можем наблюдать на новом изображении. Здесь больше не могут образовываться новые звезды, из-за чего спиральная галактика постепенно «вымирает».

Пять лет назад, в 2019 году, специалисты NASA получили изображение Мессье 90, объединив данные, полученные камерой WFPC2 на борту «Хаббла» в 1994 году. Новый снимок был получен благодаря оборудованию следующего поколения – широкоугольной камере WFC3, благодаря которой проводились наблюдения в 2019 и 2023 годах. Фотография намного детальнее предыдущей и дает более полное представление о том, как выглядит пыльный диск галактики, ее газовое облако и яркое ядро.

Ранее «Хаббл» представил новое изображение галактики NGC 5248 в созвездии Волопаса на расстоянии около 42 млн световых лет от нашей планеты. Особенность астрономического объекта в его масштабных и ярко выраженных спиральных рукавах, которые простираются до самого «сердца» галактики. Они переносят большое количество газа с крайних областей, что способствует формированию новых звезд.