Ученые выяснили, откуда на Землю прилетело большинство метеоритов
Наука

Ученые выяснили, откуда на Землю прилетело большинство метеоритов

18 октября 2024 года, 12:57

Метеориты «бомбардируют» Землю уже на протяжении 4,5 миллиарда лет — с момента ее зарождения. В большинстве случаев они сгорают в атмосфере нашей планеты, не достигая ее поверхности, но порой вызывают серьезные катаклизмы. Но откуда именно прилетают эти непрошеные гости? Ответ на этот вопрос удалось выяснить авторам нового исследования, которые установили происхождение 70% всех известных упавших метеоритов: оказалось, они «родом» из трех молодых семейств астероидов.

Масштабное исследование проводилось учеными Национального центра научных исследований Франции (CNRS), Европейской южной обсерватории (ESO) и Карлова университета в Чехии. Его итогом стали три статьи, две из которых были опубликованы в научном журнале Nature, а третья — в Astronomy and Astrophysics. Авторам научных работ удалось объяснить происхождение двух третей всех известных метеоритов, которые долетели до Земли и упали на ее поверхность.

Как обратили внимание ученые, на сегодняшний день известно более 70 тысяч метеоритов. При этом только 6% из них удалось четко идентифицировать по составу — как показали исследования, они прилетели с Луны, Марса или Весты (один из крупнейших астероидов главного пояса). Что же касается оставшихся 96% метеоритов, то источник их происхождения оставался неизвестным.

В рамках исследования астрономы провели численное моделирование, попытавшись проследить формирование и динамику эволюции семейств астероидов, которые вращаются вокруг Солнца в главном поясе. Порой они сталкиваются друг с другом, в результате чего образуются скалистые обломки, которые разлетаются по космическому пространству в хаотичном порядке. Часть из этих «камней» в конечном счете долетает до нашей планеты.

Помимо компьютерных симуляций, международная команда также прибегла к телескопическим наблюдениям, которые позволили детально изучить состав астероидов. Как выяснили ученые, в большинстве случаев на Землю прилетают метеориты, происходящие их трех молодых семейств: Карин, Коронис и Массалия. Они сформировались в результате столкновений в главном поясе астероидов.

Семейство Массалия, которое образовалось около 40 миллионов лет назад, является источником 37% всех известных метеоритов, говорится в статьях. Они относятся к классу обычных хондритов L-типа (вторая по распространенности группа метеоритов). Между тем семейство Карин, которое сформировалось 5,8 миллиона лет назад, и семейство Коронис (7,6 миллиона лет назад) были определены как источник 33% известных метеоритов.

Еще 8% могут быть отнесены к семействам астероидов Флора и Ниса в главном поясе, около 6% — к Весте. Менее 1%, как показали предыдущие исследования, прилетело с Марса и Луны. Что же до оставшихся метеоритов — примерно 10%, то их происхождение все еще выясняется. Чтобы исправить это, команда продолжит исследование, сосредоточив внимание на характеристике всех молодых семейств, которые образовались менее 50 миллионов лет назад.

Ранее российские физики выяснили, как разрушаются железные метеориты. Оказалось, что они разрушаются под нагрузкой, превышающей атмосферное давление примерно в 40 тысяч раз. Кроме того, на разлом влияют исходная структура метеорита и наличие дефектов внутри него.