Falcon Heavy стартовала с зондом Europa Clipper для поиска жизни на Европе
Запуски

Falcon Heavy стартовала с зондом Europa Clipper для поиска жизни на Европе

14 октября 2024 года, 16:16

После многочисленных переносов, связанных с разыгравшимся во Флориде ураганом «Милтон», компания SpaceX наконец запустила ракету Falcon Heavy с научным зондом Europa Clipper. Его развертывание на межпланетной переходной орбите состоялось чуть больше чем через час после старта. Космический аппарат держит путь к одному из спутников Юпитера — Европе, под ледяной поверхностью которой, как считают ученые, скрывается океан. Именно поэтому небесное тело считают перспективным с точки зрения наличия на нем жизни.

Тяжелая ракета Falcon Heavy стартовала 14 октября в 19:06 по московскому времени (16:06 UTC) с площадки LC-39A Космического центра имени Кеннеди во Флориде. На ее борту находилась автоматическая межпланетная станция Europa Clipper, созданная Лабораторией реактивного движения NASA (JPL). Как сообщили в SpaceX, запуск прошел успешно, через 1 час 2 минуты после старта прошло развертывание зонда на межпланетной переходной орбите. Первые сигналы и данные телеметрии с него уже получены, аппарат полностью исправен.

Научный зонд Europa Clipper — это самый большой (и очень дорогостоящий — его стоимость оценивается в $5 млрд) космический аппарат NASA, предназначенный для межпланетной экспедиции. Его взлетная масса превышает шесть тонн, из которых 352 килограмма приходятся на полезную нагрузку. В общей сложности станция несет девять приборов: радар, картографический спектрометр, тепловизор, масс-спектрометр, магнитометр, анализатор пыли, спектрограф, прибор для магнитного зондирования и систему камер.

Размах солнечных панелей (на зонде их всего две) достигает 30 метров. Станция оснащена 24 двигателями ориентации на гидразине. Ее основная задача — исследовать подледный океан Европы, в частности его глубину, состав и наличие органических соединений, а также выяснить, как вода выходит через ледяную поверхность спутника. Кроме того, зонду предстоит составить карту Европы, с помощью которой ученые планируют выбрать места, подходящие для посадки аппаратов в будущем.

Из-за большой радиации возле Юпитера Europa Clipper не будет лететь по орбите вокруг Европы. Вместо этого она будет вращаться вокруг газового гиганта, что позволит ей выполнить около 50 пролетов спутника в течение 3,5 лет. Причем каждый раз станция будет проходить на разной высоте от Европы — от 25 до 2700 километров. Впрочем, сам путь до Юпитера займет долгое время — зонд доберется туда 11 апреля 2030 года. Перед этим он выполнит два гравитационных маневра: сначала у Марса в феврале 2025 года, а потом у Земли в декабре 2026 года.

Стартовое окно для запуска Europa Clipper было открыто до 6 ноября. Именно это и позволило SpaceX и NASA несколько раз откладывать старт Europa Clipper без какого-либо ущерба для самой экспедиции. Причиной переносов каждый раз становился мощный ураган «Милтон», накрывший Флориду на прошлой неделе. Из-за сильных ветров и проливных дождей зонд пришлось перенести в ангар и надежно закрепить там. После того как стихия отступила, специалистам потребовалось еще какое-то время на оценку последствий урагана.

Наконец, запуск состоялся — благоприятные погодные условия прогнозировались на уровне 95%. Для двух боковых ускорителей ракеты — B1064 и B1065 — это был шестой полет, в то время как центральный ускоритель B1090 использовался впервые. Все ступени Falcon Heavy применялись в расходуемой конфигурации — для того, чтобы вывести станцию на отлетную межпланетную траекторию. В рамках запуска были спасены створки головного обтекателя в 2070 километрах от места старта.

Для компании SpaceX это был 96-й запуск в 2024 году и 395-й за все время. При этом ракета Falcon Heavy взлетела всего лишь во второй раз в этом году (в летной истории это был ее 11-й полет). Ранее компания Илона Маска провела успешный запуск Starship, в рамках которого ей впервые удалось вернуть ускоритель Super Heavy на стартовую площадку — первую ступень поймали с помощью рук башни обслуживания «Мехазилла».