У далекой планеты может скрываться похожий на Ио вулканический спутник
Наука

У далекой планеты может скрываться похожий на Ио вулканический спутник

11 октября 2024 года, 12:36

Исследователи из Лаборатории реактивного движения NASA обнаружили признаки существования скалистого вулканического спутника, который вращается вокруг экзопланеты WASP-49 b – газового гиганта размером с Сатурн, расположенного на расстоянии 635 световых лет от Земли. Основной находкой стало облако из натрия, которое находится вблизи экзопланеты, но не синхронизированно с ней. Подобное явление в нашей Солнечной системе вызывают выбросы газа с вулканического спутника Юпитера Ио.

Для своего исследования специалисты NASA задействовали мощный телескоп, расположенный в Европейской южной обсерватории в Чили. Также была создана компьютерная модель, которая позволила визуализировать поведение спутника экзопланеты и сравнить его с полученными данными.

Ио — самое вулканически активное тело в нашей Солнечной системе — постоянно выбрасывает диоксид серы, натрий, калий и другие газы, которые могут образовывать огромные облака вокруг Юпитера радиусом в 1000 раз больше, чем планета-гигант. Ученые впервые обнаружили вокруг WASP-49 b похожее натриевое облако в 2017 году.

WASP-49 b совершает оборот вокруг своей звезды примерно за 2,8 дня. Но появление и исчезновение натриевого облака за звездой или планетой происходят с неравномерными интервалами. Специалисты предположили, что в таком случае источником загадочного облака может быть вулканическая «экзолуна», вращающаяся вокруг WASP-49 b.

Как и ее родительская звезда, WASP-49 b состоит в основном из водорода и гелия, но также содержит небольшое количество натрия, однако концентрации этого элемента недостаточно для формирования такого гигантского облака. По подсчетам исследователей, оно могло образоваться из источника, производящего около 100 тыс. кг натрия в секунду. Но даже если бы экзопланета и звезда могли сами генерировать такое количество вещества, остается неясным, какой процесс мог бы привести к его выбросу в космос.

Долгие наблюдения показали несколько признаков того, что скопление вещества образовано отдельным небесным телом. В частности, как минимум два раза было замечено, что облако внезапно увеличивалось в размерах, когда оно находилось вдали от планеты, словно его заправляли топливом. Также было отмечено, что облако перемещалось быстрее, чем планета. Это подтверждает, что облако было создано другим объектом, который движется по независимой траектории, еще и с гораздо большей скоростью. Исследователи планируют продолжить наблюдения, чтобы подтвердить свои предположения.

Астрофизики отмечают, что если естественный спутник у WASP-49 b действительно существует, то его в конечном итоге ждет печальный финал. По их подсчетам, стремительная потеря массы и сжатие под воздействием гравитации экзопланеты рано или поздно приведут к его разрушению.

Ранее наблюдения за Ио позволили ученым раскрыть ключевые процессы формирования и эволюции планет. В частности, они установили, что на вулканическом спутнике Юпитера происходит процесс приливного разогрева. Предполагается, что такое явление характерно и для других спутников газовых гигантов, а также оно может быть причиной возникновения жизни на нашей планете в том виде, в котором мы ее знаем.