Rocket Lab разработает альтернативу марсианской программе NASA
Проекты

Rocket Lab разработает альтернативу марсианской программе NASA

9 октября 2024 года, 09:41

Американской компании Rocket Lab поручили разработать альтернативную концепцию по доставке образцов с Марса. Основное требование — осуществить экспедицию с меньшими затратами и в более короткие сроки. Как ранее сетовал глава NASA Билл Нельсон, «марсианская» программа агентства Mars Sample Return (MSR) в ее текущем виде будет реализована в лучшем случае в 2040-х годах и обойдется агентству в $11 млрд.

По контракту, заключенному с NASA, Rocket Lab должна представить упрощенную и комплексную концепцию экспедиции по доставке на Землю образцов, собранных марсоходом Perseverance. Причем сделать это необходимо «за меньшую сумму» в сравнении с тем объемом средств, который требуется для программы MSR. Кроме того, важен и срок реализации — как минимум раньше 2040-х годов.

Поиск альтернативных идей для доставки марсианских образцов NASA объявило еще в апреле. В агентстве разрешили пересматривать как всю архитектуру программы MSR, так и ее отдельные элементы — в особенности американцев интересовал аппарат Mars Ascent Vehicle (MAV) для поднятия образцов с поверхности Красной планеты и их доставки на орбиту.

В июне NASA отобрало семь компаний для проведения 90-дневных исследований предложенных концепций, в частности SpaceX, Aerojet Rocketdyne Lockheed Martin, Northrop Grumman, Blue Origin и другие. Rocket Lab среди этих компаний не было. Однако 27 сентября в федеральной базе США данных о закупках появилась информация, что предприятие Питера Бека получило контракт на $625 000 на исследования Марса.

«Rocket Lab не была включена в первоначальные исследовательские концепции, отобранные NASA в июне 2024 года, но позже агентство повторно оценило предложение Rocket Lab и выбрало его для заключения контракта на исследование, поскольку идея полностью соответствовала заявленной в заявке нацеленности на инновации», — говорится в сообщении компании.

В Rocket Lab утверждают, что их идея учитывает два главных требования NASA — доступную цену и ускоренные сроки реализации. «В последние годы Rocket Lab методично внедряет стратегию экономически эффективного изучения планет, что делает нас уникальной компанией, способной обеспечить недорогую и быструю доставку образцов с Марса», — заверили представители компании.

Согласно архитектуре Rocket Lab, в марсианской экспедиции предлагается задействовать частично многоразовую ракету Neutron (ее первый полет должен состояться до конца 2024 года). Всего предусмотрены два запуска носителя с интервалом примерно в две недели: в рамках первого на орбиту отправится аппарат Earth Return Orbiter (ERO), а в рамках второго — посадочный модуль MAV. С помощью роботизированной руки MAV соберет образцы с ровера Perseverance, а затем доставит их на орбиту вокруг Марса — там пробы переместят на ERO, который и доставит их на Землю.

Rocket Lab утверждает, что сможет запустить экспедицию в 2028 году, а значит, доставка образцов ожидается в сентябре 2033 года. Причем общий бюджет концепции оценивается менее чем в $2 млрд. Доставка образцов с Марса — не единственная экспедиция, которую хочет осуществить Rocket Lab. Ранее стало известно, что компания планирует отправить к Красной планете два зонда-близнеца Blue и Gold в рамках проекта ESCAPADE. Он отличается низкой стоимостью (по меркам NASA) — $55 млн вместо $550 млн.