Астероиды «судного дня» оказались не такими опасными, как считалось ранее
Наука

Астероиды «судного дня» оказались не такими опасными, как считалось ранее

8 октября 2024 года, 13:44

Крайне немного астероидов попадает в категорию «потенциально опасных», но у ученых появились серьезные подозрения, что на самом деле их еще меньше. По крайней мере, это является наиболее правдоподобным выводом из новейшего исследования Таврического роя — громадного скопления космических обломков, дрейфующего в окрестностях Земли.

Тавриды — это поток из разнокалиберных кусков льда и камня, которые считаются обломками древней кометы под названием Энке. В октябре и ноябре их бывает отлично видно с Земли, когда они проносятся в звездном небе в виде метеоритного дождя. Но команда исследователей во главе с Цюаньчжи Йе прибегла к помощи телескопа «Цвикки» (Zwicky Transient Facility) не для того, чтобы просто любоваться красивым зрелищем.

Задачей обзора стало вычисление вероятности столкновения Земли с крупными астероидами, которые могут скрываться в этом потоке — благо, наша планета как раз сблизилась с этой опасной зоной на комфортное для наблюдений расстояние. Предполагалось, что в нем находится множество опасных объектов. Но любители острых ощущений будут полностью разочарованы результатами исследования: риск катастрофы оказался на порядки ниже, чем астрономы ранее предполагали.

Настоящую опасность представляют булыжники «километрового класса» — хотя бы несколько сот метров в поперечнике, но они оказались почти коллекционной редкостью. «Мы обнаружили, что во всем скоплении, вероятно, существует лишь горстка астероидов, соответствующих данному классу — возможно, от 9 до 14», — отметил глава исследовательского коллектива.

В совсем ином свете предстало первоначальное космическое тело, чья катастрофа породила Таврический рой. Если ранее астрономы считали, что оно могло достигать сотни километров в диаметре, то согласно выводам нового исследования, его габариты были почти на порядок меньше. Таким образом, вероятность, что среди его обломков обнаружится по-настоящему крупный экземпляр, ничтожно мала.

Данное обстоятельство, впрочем, не делает изучение Таврид менее важным: эти древние обломки могут многое рассказать ученым о прошлом Солнечной системы. Особенно в свете того, что у Энке был один из самых коротких известных астрономам периодов обращения — всего 3,3 года (для сравнения, у кометы Галлея он составляет 76 лет). Кроме того, ее остатки беспрецедентно богаты пылью для короткопериодических комет. Поэтому на 2025 и 2026 годы для Таврид уже запланировано новое исследование.

Ранее астрономы определили происхождение астероида, «добившего» динозавров. По их мнению, тело, обрушившееся на Землю 66 миллионов лет назад, сформировалось за орбитой Юпитера.