Геолог, разведчик и геофизик: в России представили концепты трех лунных роботов
Проекты

Геолог, разведчик и геофизик: в России представили концепты трех лунных роботов

4 октября 2024 года, 09:48

Российские специалисты предложили отправить на Луну группировку роверов трех различных типов: тяжелого, среднего и легкого классов. Согласно их концепции, первый аппарат займется отбором проб лунного грунта и проведением комплексных исследований, второй — поиском водяного льда, а третий должен определить места, подходящие для строительства лунной базы. По оценке ученых, реализовать этот масштабный проект можно в течение 5-10 лет (если будет выделено достаточное финансирование). В таком случае луноходы смогут начать бороздить поверхность спутника Земли уже в ближайшем десятилетии.

Концепцию трех видов роботов представили ученые Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского (ГЕОХИ) РАН. По их словам, она основывается на идеях, которые несколько лет разрабатывали российские научно-исследовательские организации. Специалисты предлагают создать для исследования Луны три типа планетоходов с разными радиусами действия.

Первый в их числе — ровер тяжелого класса (весом свыше тонны), получивший условное название «Робот-геолог». Это аппарат широкого радиуса действия, который сможет преодолевать по поверхности Луны до 500 километров. Луноход предлагается оснастить рядом научных приборов для сбора информации об экзосфере небесного тела, рельефе и приповерхностных слоях, а также для отбора лунных проб. В частности, он получит буровую установку, которая сможет забирать образцы с глубины до трех метров, и масс-спектрометр для изучения химического состава летучих соединений (воды, азота, водорода, кислорода и пр.).

Как заявил заведующий лабораторией геохимии Луны и планет ГЕОХИ РАН Евгений Слюта, такой ровер можно было бы отправить в вулканическую провинцию Монс-Рюмкер, где есть почти все типы базальтов — застывших лав. Согласно концепции ученых, запустить «робота-геолога» к Луне предлагается вместе с автоматической межпланетной станцией «Луна-29», старт которой намечен на 2028 год. Внешний облик планетохода, как и состав его научной аппаратуры были проработаны ГЕОХИ РАН при сотрудничестве с ЦНИИ робототехники и технической кибернетики.

Вслед за «Роботом-геологом» на Луну предлагают отправить аппараты среднего класса массой в 300 килограммов каждый. Основной задачей роверов, названных «геологами-разведчиками», станет поиск водяного льда. Они, как и их «тяжелый» коллега, получат буровые установки — с помощью этого оборудования будет проведен спектральный анализ химического состава летучих веществ в реголите на глубине до 1,5 метра.

Это позволит аппаратам обозначить контур месторождений льда и оценить его запасы, добавил Салюта. По его словам, доставить «геологов-разведчиков» на лунную поверхность планируется после того, как будут определены наиболее перспективные скопления водяного льда — и сделают это орбитальные аппараты.

Наконец, третья группа роботов — луноходы легкого класса, которым предстоит изучить толщину рыхлого слоя грунта и определить места, где можно было бы построить лунную базу или ядерную энергоустановку, которую РФ разрабатывает совместно с Китаем. «Роботов-геофизиков» (именно такое название им придумали) получат высокоточные приборы и георадары.

Как добавил Слюта, с технической точки зрения реализовать проект можно в течение 5-10 лет, но при условии выделения достаточного объема финансирования. Ускорить сроки можно и в случае появления частной инициативы, поскольку пока, по его словам, темпы освоения естественного спутника Земли привязаны к государственным программам.

Ранее ученые предложили установить на будущей российской лунной базе необслуживаемую АЭС малой мощности. На начальном этапе такая станция будет давать 3-5 кВт энергии, а в дальнейшем  — до 500 кВт.