Один из приборов на борту «Вояджера-2» отключен для сохранения энергии
Технологии

Один из приборов на борту «Вояджера-2» отключен для сохранения энергии

2 октября 2024 года, 14:54

NASA отключило один из научных приборов на борту космического зонда «Вояджер-2». В последние годы он начал работать хуже, собирая меньше полезных данных, поскольку был направлен в другом направлении относительно плазмы. Ожидается, что такая мера позволит 47-летнему космическому аппарату сохранить запасы энергии и проработать дольше.

Инженеры NASA направили команду на отключение научного прибора Plasma Science на борту «Вояджер-2», отвечающего за измерение количества плазмы (электрически заряженных атомов), а также направления, с которым она движется в межзвездном пространстве. Операция суммарно заняла 38 часов: сигналу с Земли требовалось 19 часов, чтобы достичь зонд, удаленный на 20,5 млрд км от нашей планеты, и столько же понадобилось, чтобы получить обратный отклик.

Специалисты внимательно относятся к любым корректировкам, которые вносятся в работу 47-летнего космического аппарата, поскольку любое изменение может привести к непредвиденным результатам или вовсе стать фатальным. После ряда проверок было подтверждено успешное отключение прибора. Операция не затронула другие системы, и «Вояджер-2» продолжает работать в штатном режиме, заверили в NASA.

В 2018 году прибор Plasma Science помог «Вояджеру-2» зафиксировать выход в межзвездную среду из гелиосферы – области пространства вокруг Солнца, где плазма солнечного ветра движется со сверхзвуковой скоростью относительно светила. Граница между гелиосферой и межзвездным пространством определяется изменениями в атомах, частицах и магнитных полях, обнаружить которые способны приборы зонда. Инструмент для поиска плазмы состоит из четырех камер в форме «чашек», три из которых смотрят в направлении Солнца и могут наблюдать солнечный ветер внутри гелиосферы, а одна – расположена под прямым углом по отношению к трем другим и наблюдает плазму в магнитосферах планет, гелиосфере, а также в межзвездном пространстве.

Когда «Вояджер-2» вышел из гелиосферы, поток плазмы в три камеры, обращенные к Солнцу, резко сократился. Полезные данные из четвертой камеры поступают только раз в три месяца, когда космический аппарат делает оборот на 360 градусов вокруг оси, обращенной к Солнцу. Поскольку инструмент не приносит значительных результатов, он стал одним из первых претендентов на отключение. Тем не менее Plasma Science продержался довольно долго: такой же прибор на «Вояджере-1» вышел из строя гораздо раньше – в 1980 году, и был отключен в 2007-м. Оборудование на втором аппарате сохраняли в рабочем состоянии до последнего, поскольку научные данные, собранные зондами-близнецами поистине уникальны: ни один другой космический аппарат не смог достичь межзвездного пространства за пределами гелиосферы.

«Вояджер-2» продолжит использовать оставшиеся четыре научных прибора, чтобы проводить исследования области, расположенной за пределами гелиосферы. Как отмечают в NASA, в качестве главного «исследователя» останется плазменно-волновая подсистема на борту зонда. Она позволит оценить плотность плазмы во время «волн», вызываемых солнечными выбросами в межзвездной среде. По данным агентства, зонд обладает достаточной мощностью, чтобы продолжать свою научную деятельность вплоть до 2030-х годов, даже если на его борту останется только один действующий инструмент.

Оба аппарата «Вояджер», изучающих космическое пространство с 1977 года, работают на разлагающемся плутонии и ежегодно теряют около 4 Вт энергии. После того, как в 1980-х годах они завершили исследование планет-гигантов, специалисты приняли решение об отключении нескольких научных приборов, которые были недостаточно эффективны. Еще несколько лет назад это позволяло предоставить аппаратам достаточное количество дополнительной энергии, но с каждым годом их показатели снижаются. Инженеры уже отключили все бортовые системы, которые не были нужны для поддержания рабоспособности зондов, в том числе пришлось отказаться от нескольких «обогревателей». Чтобы сохранить еще один научный прибор, на «Вояджере-2» пришлось также скорректировать способ контроля напряжения.

В ноябре 2023 года «Вояджер-1» столкнулся с крупным сбоем в работе своих систем. Несмотря на то, что он продолжал работать штатно, специалисты на Земле получали от него неразборчивый поток информации. В марте текущего года инженеры установили, что ошибка возникла в одном из трех бортовых компьютеров, а именно – в системе, которая отвечает за шифрование научной информации и данных о работе систем перед их отправкой на Землю. Проблема возникла после загрузки нового программного обеспечения.

В апреле зонд впервые за долгие месяцы прислал понятный набор данных о своем состоянии и работоспособности. В июне в NASA подтвердили, что все четыре научных прибора на его борту работают полноценно и «Вояджер-1», наконец, вернулся в строй для проведения научных исследований.