Объяснение гравитационным аномалиям на Луне обнаружено в ее недрах
Наука

Объяснение гравитационным аномалиям на Луне обнаружено в ее недрах

1 октября 2024 года, 12:46

Согласно общепринятой теории, Луна состоит из коры, мантии, внутреннего и внешнего ядра. Исследователи NASA предположили, что в ее недрах есть и еще один слой, состоящий из богатого титаном материала – ильменита. Подтверждение его существования может перевернуть наше понимание структуры, происхождения и эволюции Луны.

Гравитационное притяжение Луны и Солнца периодически искажает форму Земли и ее гравитационное поле, вызывая приливы и отливы – колебания уровня воды. Такое же влияние Земля и Солнце оказывают на Луну, вызывая приливные эффекты на естественном спутнике нашей планеты. Реакция Луны на такое воздействие частично зависит от ее внутренней структуры, поэтому исследователи решили изучить это явление, чтобы понять, как устроены ее недра.

Ранее ученые изучали влияние приливов на изменения силы тяжести на Луне, проводив наблюдения в течение месяца. В новой работе группа исследователей из Центра космических полетов NASA им. Годдарда впервые отследила изменения в гравитации за год. В своем исследовании они опирались на сведения, полученные лунными орбитальными аппаратами GRAIL и LRO. Далее к этим данным добавили ежемесячные и ежегодные измерения лунной гравитации, а также ряд других показателей, таких как плотность Луны. На основе собранной информации ученые провели компьютерное моделирование внутренней части естественного спутника Земли.

Имитация показала высокую вероятность того, что в глубине мантии Луны существует частично вязкий, расплавленный слой. По мнению авторов, он может состоять из ильменита – минерала, обогащенного титаном и железом. Его особенность в том, что он плавится даже при относительно низких температурах.

Чтобы доказать существование расплавленного слоя в недрах Луны, ученым предстоит провести дополнительные исследования и определить источник тепла, который способен поддерживать мантию в таком состоянии в течение миллиардов лет. По одной из теорий, причиной нагрева может быть радиоактивный распад изотопов калия, тория и урана, которые входят в состав лунной породы. Другая гипотеза предполагает, что плавление все же связано с приливами из-за гравитационного взаимодействия с Землей.

Ранее американские ученые подтвердили, что практически на всей поверхности Луны может содержаться значительное количество воды и гидроксила. Анализ минералогических карт ближней и дальней сторон естественного спутника Земли показал, что в лунных породах скрывается множество источников ценного ресурса, часть из которых образовалась из-за падения метеоритов.