«Хаббл» запечатлел звездный «инкубатор» в огромной спиральной галактике
Наука

«Хаббл» запечатлел звездный «инкубатор» в огромной спиральной галактике

1 октября 2024 года, 12:37

Космический телескоп «Хаббл» сделал новый снимок спиральной галактики IC 1954, где происходит активное звездообразование. Наблюдения стали частью программы, объединяющей три ключевых космических обсерватории. Основная цель сотрудничества – составить карту межзвездного газа и пыли для каждой галактики.

Спиральная галактика IC 1954 расположена в южном созвездии Часы на расстоянии 45 млн световых лет от Земли. На снимке она напоминает водоворот со светящейся «сердцевиной», от которой распределяются извивающиеся спиральные рукава и облака темной пыли.

Розовые пятна, рассыпанные по всему диску галактики – это излучение H-альфа, которое испускают ионизированные атомы водорода. Источники такого свечения – туманности, где продолжается формирование звезд. Некоторые астрономы полагают, что активная область звездообразования находится также и в светящейся «полосе», расположенной в центре галактики.

Снимок сделан в рамках сотрудничества между несколькими обсерваториями: космическими «Хабблом», «Уэббом» (JWST) и наземным ALMA, расположенном в чилийской пустыне Атакама. Исследование IC 1954 и более 50 других близлежащих галактик в различных диапазонах длин волн, позволит ученым определить и смоделировать путь, по которому материя проходит через звезды. Это позволит нанести на карту межзвездный газ и пыль в каждой отдельной галактике.

«Хаббл» способен отслеживать молодые звезды и звездные скопления, когда они достигают максимальной яркости в ультрафиолетовом и оптическом диапазонах длин волн, а его фильтр излучения Н-альфа позволяет видеть туманности. Своими наблюдениями обсерватория, которая проводит астрономические наблюдения уже более 34 лет, вносит важный вклад, в том числе, для будущих исследований более мощного современного космического телескопа «Джеймс Уэбб».

Ранее «Хаббл» получил новое детальное изображение другой спиральной галактики – NGC 1559 в созвездии Сетка. Снимок стал результатом 15 лет исследований и представляет собой объединение десяти разных кадров, сделанных в разное время. В частности, на фотографии можно увидеть области, где до сих пор формируются новые звезды.