Асимметрия в атмосфере: «пушистая» экзопланета еще страннее, чем считали ученые
Наука

Асимметрия в атмосфере: «пушистая» экзопланета еще страннее, чем считали ученые

26 сентября 2024 года, 12:14

Экзопланета WASP-107b и так считалась достаточно экзотической с момента своего обнаружения, но новые наблюдения телескопа «Уэбб» вывели ее необычность на новый уровень: выяснилось, что атмосфера этого мира имеет ярко выраженную асимметрию. Это делает один из самых «пушистых» среди когда-либо обнаруженных горячих юпитеров приоритетом номер 1 для дальнейшего внимательного изучения.

«Пушистость» экзопланеты на сленге астрономов означает ее крупные габариты в сочетании с весьма скромным весом — иначе говоря, крайне низкую плотность. WASP-107b полностью соответствует этому критерию: она почти в два раза «толще» Юпитера, но в десять раз легче, что делает ее одной из самых «пушистых» в истории наблюдений. Одного этого факта уже достаточно для привлечения внимания астрофизиков, однако новые данные наблюдений многократно усилили необычность этой планеты.

Расстояние между WASP-107b и ее звездой составляет всего 6% астрономической единицы (дистанции от Земли до Солнца). Совершающая один оборот примерно за пять земных дней и раскаленная до 477 градусов Цельсия планета просто не может не находиться в состоянии приливного захвата — вечно повернутой к светилу только одной стороной. Но сверхчувствительный «Уэбб» выхватил деталь, нехарактерную даже для других горячих Юпитеров — атмосфера WASP-107b явно асимметрична.

Нечто подобное предполагалось для подобных ей миров, но чисто теоретически. В любом случае возможная неоднородность газовой оболочки считалась слишком незначительной, чтобы ее можно было разглядеть из окрестностей Земли. Но в данном случае она оказалась настолько серьезной, что бросилась в глаза даже на расстоянии в 200 световых лет.

«Это первый случай в истории, когда асимметрия теневой и освещенной сторон экзопланеты наблюдается телескопом при ее транзите. У нас не просто нет ничего подобного в собственной, Солнечной системе — данное явление уникально даже для всей популяции далеких экзопланет», — не могли не отметить пораженные астрофизики.

Чувствительности «Уэбба» хватило на то, чтобы определить состав атмосферы, но нельзя сказать, что эти данные помогли астрофизикам понять причину столь выраженной асимметрии. Особенно в свете того факта, что прошлые модели вообще исключали такую возможность для WASP-107b. Таким образом, изучение одного из самых необычных когда-либо открытых миров находится в самом своем начале — и обещает еще много любопытного.

Ранее астрономы-любители обнаружили теплый юпитер в 300 световых годах от Земли. Один год на этой экзопланете длится примерно 16 земных суток, что позволяет ей быть значительно холоднее своих «собратьев».