Астрономы-любители обнаружили теплый юпитер в 300 световых годах от Земли
Наука

Астрономы-любители обнаружили теплый юпитер в 300 световых годах от Земли

3 сентября 2024 года, 11:20

Астрономы-добровольцы, участвующие в двух специальных проектах НАСА (которые позволяют агентству сэкономить часть дефицитных средств) подтвердили обнаружение новой экзопланеты класса теплый юпитер. Для жизни это «теплое местечко» по понятным причинам непригодно, зато ярко демонстрирует все время растущие возможности человечества по нахождению других миров.

Большинство планет на сегодняшний день обнаруживаются транзитным методом — по тому затемнению звезды, которое они вызывают, проходя перед ее диском. Но затемнение звезды может произойти по такому количеству поводов, что для подтверждения именно «планетарного» происхождения данного явления необходимо как минимум несколько транзитов, что требует недель, месяцев, а иногда и лет наблюдений.

Такого количества астрофизиков, чтобы они могли отследить все вероятные транзиты, в мире просто нет (выполнить же эту работу за людей пока не может никакой искусственный интеллект). В этой ситуации на помощь приходят астрономы-любители и волонтеры. В данном открытии поучаствовали команды сразу из двух исследовательских проектов — UNITE (UNISTELLAR Network, использующая телескоп TESS) и Exoplanet Watch.

Первая из них заметила одиночное затемнение звезды TOI 6883, находящейся от нас примерно в 90 парсеках (или 300 световых годах). Затем последовал сбор доступных данных с целью предсказания, когда (если это был транзит) должен произойти следующий. И прогноз оправдал себя: спустя несколько «променадов» планеты ее существование можно считать доказанным.

Большинство обнаруженных транзитным методом миров относятся к классу горячих юпитеров — их проще всего обнаружить благодаря внушительным размерам и частым проходам перед звездой. Но планета TOI 6883 b (она же TIC 393818343 b) относится к несколько другому, пусть и смежному, типу — теплым юпитерам. Это тоже планета-гигант, но вращающаяся заметно дальше от звезды.

Один год на ней длится примерно 16 земных суток, что позволяет ей быть значительно холоднее своих «собратьев», вращающихся по крошечным орбитам длиной пару дней (или вообще несколько часов) и раскаленных по этой причине до тысяч градусов. Но в будущем все может измениться: астрофизики считают, что миграция планеты ближе к светилу более чем вероятна. Но, так или иначе, команда астрономов-любителей со всего мира (в составе которой наш соотечественник, Иван Терентьев), в очередной раз продемонстрировала способность человечества двигать науку сообща.