Антиоксиданты могут спасти мозг от опасного воздействия космических лучей
Наука

Антиоксиданты могут спасти мозг от опасного воздействия космических лучей

26 сентября 2024 года, 14:14

Антиоксиданты и противовоспалительные вещества могут снизить негативное воздействие космических лучей на мозг. Такой вывод сделали американские биологи по результатам эксперимента, проведенного на самках мышей. Добавление лекарств в рацион грызунов повысило их обучаемость и улучшило способность различать схожие наборы стимулов.

В прошлом подобные опыты проводились только на самцах, из-за чего отследить особенности в воздействии космических частиц на представителей разных особей было трудно. Группа исследователей из Университета штата Пенсильвания вырастила несколько десятков самок мышей, после чего разделили их на несколько групп. Каждая из них в течение нескольких дней подвергалась облучению аналога космических лучей – набора из 33 различных типов тяжелых ионов, движущихся с околосветовыми скоростями. Одна часть мышей питалась пищей с добавлением антиоксиданта и противовоспалительного препарата CDDO-EA.

Эксперимент показал, что излучение оказывает одинаково негативное воздействие на работу мозга как самцов, так и самок мышей. Однако специалисты отследили и некоторые различия, например, в том, как космические лучи влияют на когнитивные способности подопытных. Частицы уменьшили способность самок распознавать схожие наборы стимулов и реагировать на них, в то время как на самцов те же условия имели практически обратный эффект.

При этом изменения в работе мозга и структуре нервной системы были менее выражены у грызунов, которые питались кормом с лекарственными веществами. Из этого ученые сделали вывод, что антиоксиданты замедляют деградацию мозга под действием космических лучей. Открытие, как ожидается, будет полезным при разработке методов защиты когнитивного здоровья космонавтов и будущих покорителей Луны и Марса.

«Наше исследование закладывает основу для определения причинно-следственных связей того, как мозг реагирует на комплексное воздействие космических лучей и как адаптация мозга приводит к изменению поведения», – заключили исследователи.

Ранее ученые установили, что микрогравитация способна оказывать негативное воздействие на сердце человека. Проведенный на МКС эксперимент показал, что долгое пребывание в условиях космического пространства вызывает аритмию, замедляет сердцебиение, ослабляет мышечные ткани и приводит к клеточным повреждениям.