Рентгеновская «звезда смерти»: ученые смогли отклонить модель астероида излучением
Технологии

24 сентября 2024 года, 08:59

Разработана технология дистанционного отклонения летящих к Земле астероидов без их бомбардировок — с использованием высокомощного излучения. Правда, пока только в лаборатории, но авторы эксперимента уверяют, что его результаты в не столь отдаленном будущем можно будет масштабировать для применения в космосе. Что особо актуально в связи с несколько возросшей вероятностью «визита» на Землю астероида Апофис.

По Солнечной системе проносятся десятки и сотни тысяч разнокалиберных астероидов, небольшая часть из которых может быть признана опасными для нашей планеты. Но это не значит, что в один прекрасный день из глубин космоса не появится неизвестная ранее глыба, на траектории которой будет лежать Земля. Такая опасность является одним из центров притяжения научно-инженерной мысли, и первый полномасштабный эксперимент по отклонению астероида с курса при помощи таранного удара уже увенчался успехом.

Однако сейчас физики тестируют совершенно новую технологию, которая в перспективе может оказаться гораздо менее сложной и трудозатратной, чем атака зондов-камикадзе ценой в миллиарды долларов. Дело в том, что орбита астероидов имеет крайне тонкую «настройку», и малейшее изменение одного из их параметров — к примеру, массы астероида — может ликвидировать саму вероятность столкновения. Но как изменить массу астероида без ударного воздействия? Легко — решила команда физиков во главе с Натаном Муром: с помощью рентгеновского излучения.

Импульс рентгеновского излучения (самого мощного из существующих, если не считать гамма-лучей) может испарить часть внешних слоев астероида, особенно — если в их составе много льда. При этом самый действенный способ обеспечить рентгеновский «перегрев» космического тела — взорвать недалеко от него ядерную бомбу.

Эффект такого взрыва Мур с коллегами сымитировали в серии лабораторных экспериментов. «Испытуемыми» служили два крошечных макета астероидов — 12-миллиметровые шарики, один из которых был выточен из чистого кварца, а другой отлит из плавленого кремнезема. Оба были помещены в вакуумную камеру, после чего стали мишенью для рентгеновской «пушки». Нагрев оказался даже эффективнее ожидаемого: в кратчайшие сроки появлялись столбы пара и импульс, обеспечивавший обоим шарикам скорость около 70 метров в секунду.

Переложив результаты на условия и масштабы космоса, исследователи пришли к выводу, что при помощи близкого ядерного взрыва «стандартной» мощности можно отклонить от столкновения с Землёй даже астероиды диаметром около четырех километров — которые иначе грозили бы гибелью нашей цивилизации. Разумеется, эксперименты необходимо продолжать, используя другие породы или формы мишеней. Но, судя по всему, у человечества уже есть эффективное оружие для обеспечения своей космической безопасности.