Вероятность столкновения Апофиса с Землей выросла
Наука

Вероятность столкновения Апофиса с Землей выросла

16 сентября 2024 года, 14:21

Вероятность того, что астероид Апофис, уже напугавший публику в середине «нулевых» годов, столкнется с Землей, стоит скорректировать в сторону увеличения. Такой взгляд на проблему высказал, опираясь на проведенные собственноручно расчеты, канадский астрофизик Пол Вигерт.

Приближение свежеоткрытого Апофиса к Земле, которое ожидалось на 2013 год, вызвало в 2004 году вспышку апокалиптических настроений — из-за сочетания ряда медийных и культурных факторов (таких как прогремевшие незадолго до этого фильмы «Армагеддон» и «Столкновение с бездной»). С тех пор впечатлительная публика успокоилась, а ученые скрупулезно высчитали, что вероятность столкновения крупного астероида с нашей планетой в 2029 году равна нулю, а в 2036 — исчезающе мала.

Но теперь астроном из Университета Западного Онтарио решил подвергнуть определенному пересмотру этот оптимистичный вывод. Согласно его расчетам, вероятность того, что это космическое тело, имеющее в каталогах номер 99942, имеет несколько больше шансов войти в соприкосновение с земной поверхностью.

Дело в том, что большинство более старых моделей не учитывали фактора других астероидов, которые могли бы врезаться в Апофис и поменять его курс. Конечно, сама вероятность подобного события чрезвычайно мала, а того, что в результате он направится именно к Земле — и вовсе ничтожна. Но, по мнению Вигерта, она все же гораздо больше, чем то, что высчитали его коллеги.

Согласно выкладкам канадца, дрейфующий по Солнечной системе объект размером всего 0,6 метра мог бы оказаться достаточно увесистым, чтобы направить 300-метровый астероид прямо на нашу планету (при условии очень «точного» попадания) на следующем витке его орбиты. А вот 3,4-метровый булыжник мог бы заставить Апофис врезаться в Землю прямо в 2029-м году.

Правда, вероятность такого столкновения была оценена Вигертом на 10 в минус 8 степени, а того, что оно еще и произойдет под нужным углом — примерно один к двум миллиардам. Что же касается более позднего «импакта», то его шансы на несколько порядков выше — около одного к миллиону. И если для человеческого восприятия эта величина крошечная, то для космологии уже является более чем заметным фактором. Впрочем, другие астрофизики получили несколько иные результаты, и не исключено, что Вигерт несколько преувеличил реальную опасность армагеддона.