Маск не согласился со штрафом на $633 000 от FAA и перевел стрелки на Starliner
Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) вознамерилось оштрафовать SpaceX за нарушение лицензий при двух запусках, которые были проведены в 2023 году. По утверждению регулятора, компания самовольно внесла изменения в процедуры обоих стартов и тем самым нарушила предусмотренные лицензией условия работы. Теперь за такую «нетерпеливость» SpaceX придется расплачиваться, однако Илон Маск с этим не согласился и уже пообещал подать в суд на FAA.
Предлагаемый штраф на общую сумму $633 009 связан с двумя стартами в июне и июле 2023 года. В первом случае SpaceX нарушила условия лицензии на запуск аппарата Satria-1 — первого интернет-спутника Индонезии — с помощью ракеты Falcon 9. Для контроля этого пуска компания добавила дополнительный «диспетчерский» пункт — Hangar X, один из своих ангаров на мысе Канаверал во Флориде, но уведомила об этом FAA всего лишь за месяц до старта.
В результате регулятор не успел выдать разрешение до 18 июня, когда состоялся запуск Satria-1. Помимо этого, SpaceX намеренно не выполнила одну из обязательных процедур — отказалась от двухчасового отчета о готовности. За эти два нарушения FAA хочет оштрафовать компанию Илона Маска на $350 тысяч.
Что же касается второго случая, то речь идет о запуске широкополосного спутника Jupiter-3, или EchoStar XXIV, который был выведен на орбиту с помощью Falcon Heavy в июле 2023 года. На этот раз нарушение было связано с новым пунктом хранения ракетного топлива на площадке LC-39A Космического центра имени Кеннеди. За девять дней до пуска SpaceX попросила разрешение на использование этого пункта, но FAA, по традиции, предупредило, что не сможет внести изменения в лицензию вовремя.
Компания Илона Маска не стала дожидаться «зеленого света» от регулятора и провела запуск, используя новый пункт хранения топлива. За нетерпеливость FAA хочет наказать SpaceX еще на $283 009. «Безопасность определяет всю деятельность FAA, в том числе юридическую ответственность за надзор за безопасностью компаний, имеющих лицензии на коммерческие космические перевозки. Несоблюдение компанией требований безопасности приведет к последствиям», — предупредил главный юрисконсульт FAA Марк Николс.
У SpaceX есть 30 дней, чтобы ответить на претензии американского управления и обжаловать их. Однако Маск заявил, что SpaceX не будет прибегать к административным процедурам, а вместо этого подаст в суд на FAA за превышение нормативных полномочий. Кроме того, он обвинил регулятора в «некорректном» и «политически мотивированном» поведении и провел параллель с кораблем Starliner.
«FAA преследует SpaceX из-за ерунды, которая не влияет на безопасность, но в то же время предоставляет Boeing бесплатный доступ даже после того, как NASA пришло к выводу, что их космический корабль недостаточно безопасен для возвращения астронавтов на Землю», — возмутился Маск.
Впрочем, в FAA парировали, что за безопасность экипажа в пилотируемых полетах отвечает NASA, тогда как сам регулятор несет ответственность за общественную безопасность в рамках процесса лицензирования.
Ранее стало известно, что Роскосмос предлагал NASA помощь в ситуации с кораблем Starliner, который в сентябре успешно вернулся с МКС на Землю, но с задержкой почти на три месяца и без экипажа. По словам Юрия Борисова, в космосе может случиться все что угодно, поэтому всегда должен быть запасной вариант.