Уральские физики нашли в упавших на Землю метеоритах стекло и кристаллы минералов
Наука

13 сентября 2024 года, 12:55

Российские ученые изучили метеориты Озерки и Челябинск, упавшие на территории РФ, чтобы понять, что происходит с каменными метеоритами – хондритами, во время падения на Землю. Выяснилось, что на них образуется кора из стекла, кристаллов минералов и благородных металлов (платиноидов).

Открытие сделала группа исследователей из научной лаборатории Уральского федерального университета (УрФУ) и Института геологии и геохимии Уральского отделения Российской академии наук (РАН) под руководством профессора УрФУ Виктора Гроховского.

Как отмечают ученые, каменные метеориты содержат целый ряд минералов – чуть ли не всю таблицу Менделеева. При вхождении хондрита в атмосферу Земли на огромной скорости, достигающей от 50 км/с, происходит процесс абляции: за счет трения с воздухом поверхность небесного тела нагревается и начинает плавиться. Летучие вещества испаряются, а тугоплавкие концентрируются в расплаве, после чего продвигаются вглубь метеорита и застывают в виде корки. Во время абляции метеорит может терять до 99% своего объема. Например, по оценкам экспертов, до земли долетела лишь 0,1 часть метеорита, который упал в Челябинске в 2013 году.

Проведенный анализ метеоритов Челябинск и Озерки (упал в Липецкой области в 2018 году) показал, что образующаяся в результате плавления кора на 44-47% состоит из стекла. В ее составе также обнаружили такие минералы, как оливин, магнетит (магнезиоферрит), хромит и металл-сульфидные агрегаты. Удивление физиков вызвало обнаружение в коре металлических вкраплений из платиноидов, а также благородных металлов – рутения, родия, палладия, осмия, иридия и платины.

При этом причина сосредоточения платиноидов в коре метеоритов исследователям пока неизвестна. Они предполагают, что это может быть связано с активностью кислорода при взаимодействием хондритов с атмосферой Земли.

В дальнейших научных работах уральские ученые попытаются доказать свою гипотезу в ходе эксперимента. Для этого будет использоваться один из сильнейших плазматронов, который есть в распоряжении физиков УрФУ. Прибор недавно был доработан – он получил спектрограф для отслеживания динамики испарения материалов с поверхности метеоритов при абляции. С помощью спектрометра планируется получить серию высокоточных спектральных снимков, чтобы изучить процессы, происходящие на поверхности метеоритов с течением времени.

Выявление процесса образования коры метеоритов позволит ученым понять, что происходит при их падении на Землю. Кроме того, открытие пригодится в металлургической сфере – для применения технологий обогащения материалов благородными тугоплавкими металлами.

За всю историю нашей планеты, на нее не раз падали метеориты – об этом свидетельствует более 200 ударных кратеров, обнаруженных на поверхности. О пяти самых крупных небесных телах, упавших на Землю, читайте в нашем материале.