От Чикшулуба до Челябинска: 5 самых известных падений метеоритов в истории
Смотрим вверх

От Чикшулуба до Челябинска: 5 самых известных падений метеоритов в истории

11 сентября 2024 года, 08:32

За всю историю существования Земли на нее не раз падали метеориты — на сегодняшний день на ее поверхности обнаружено свыше двухсот ударных кратеров (астроблем), перечень которых ежегодно растет. Из этой статьи вы узнаете о пяти крупных метеоритах, упавших на Землю и оставивших заметный след в истории планеты.

Регулярно довольно близко от Земли оказываются десятки и даже сотни астероидов, но падают на земную поверхность далеко не все пролетающие мимо небесные тела — в частности, согласно данным астрофизиков Челябинского государственного университета, с 1860 по 2018 год было зафиксировано 938 упавших на Землю метеоритов, большинство из которых опасности не представляли.

В сообщении также отмечается, что за последнюю сотню лет на Землю прилетели четыре метеорита, похожих по типу и размеру на тот, что 15 февраля 2013 года взорвался в небе над Челябинской областью. В итоге ученые пришли к выводу, что падение астероидов таких размеров случается примерно каждые четверть века. А в ночь на 30 июня 2024 года Земля успешно разошлась в космическом пространстве с 260-метровым астероидом 2024 МК, приблизившимся на расстояние в 300 тысяч километров.

Кратер Чикшулуб

Одна из самых знаменитых астроблем — кратер Чикшулуб (исп. Chicxulub). В этом месте десятки миллионов лет назад огромный астероид с такой силой «впечатался» в Землю, что это падение было сопоставимо с взрывом 100 миллионов мегатонн тротила. Это в миллиард раз мощнее атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки.

Дата, местоположение и последствия для динозавров

Кратер Чикшулуб территориально находится на полуострове Юкатан в Центральной Америке, его диаметр составляет порядка 180 километров. Эту астроблему оставил после себя астероид, размером превосходивший Эверест — это беспрецедентное по масштабам падение астероида произошло примерно 66,5 миллиона лет назад.

Согласно гипотезе Альвареса, которой придерживается большинство современных ученых, именно падение метеорита в Чикшулуба стало фатальным для динозавров. Специалисты NASA считают, что астероиды свыше 10 километров в диаметре способны стереть все живое с лица Земли. К счастью, такие космические тела сталкиваются с Землей примерно раз в 100-200 миллионов лет, и астероид, упавший в Мексике, стал последним зарегистрированным случаем падения на Землю такого гиганта.

Тунгусский метеорит

Еще один известный всему миру метеорит «приземлился» в Сибири 116 лет назад. Уникальное падение астероида привело к уничтожению огромного лесного массива.

Описание события и его масштабы

30 июня 1908 года, в районе 7 часов утра по местному времени, очевидцы обратили внимание на ярко светящееся нечто, быстро перемещающееся над рекой Подкаменная Тунгуска на территории современного Красноярского края, в направлении с юго-востока на северо-запад. Падение астероида, оставляющего за собой плотный след из пыли, сопровождалось оглушительным грохотом.

Вскоре неопознанный объект, названный впоследствии Тунгусским метеоритом, взорвался на высоте 5-15 километров — мощность взрыва составила от 10 до 40 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Падение астероида спровоцировало подземные толчки в Иркутске и некоторых европейских городах. В то же время в России, во многих странах Европы и некоторых регионах Азии наблюдались аномалии, вызванные возмущением магнитного поля Земли.

Исследования и теории происхождения

В 20-х годах прошлого столетия, благодаря свидетельствам очевидцев, ученым удалось точно установить, где упал астероид, и в 1927-1939 годах к эпицентру взрыва было снаряжено несколько экспедиций. Исследователи изучили место падения метеорита на Землю, но ни кратера, ни остатков астероида найти не удалось, как и во все последующие разы.

Падение Тунгусского метеорита остается загадкой до сих пор. Собственно говоря, само название события 116-летней давности весьма условно, поскольку окончательно так и не удалось выяснить, что именно тогда взорвалось над Сибирью.

Сегодня существует больше сотни теорий на этот счет, среди которых есть предположения о комете, упавшем астероиде и даже некоем железном метеорите, который мог взорваться в небе над Землей, а остатки улететели обратно в космос, что и объясняет отсутствие ударного кратера.

Наконец, есть гипотеза, что Тунгусская катастрофа могла быть вызвана экспериментами изобретателя и инженера Николы Теслы, который якобы проводил опыт по передаче энергетического импульса на расстояние с помощью башни Ворденклиф. Однако никакого подтверждения данное предположение не получило.

Метеоритный кратер в Аризоне

Аризонский кратер (Каньон Дьявола, кратер Бэрринджера) — большой ударный кратер от падения метеорита в штате Аризона в США. Его диаметр составляет 1219 метров, а глубина — 229 метров. Эта астроблема образовалась в результате прилета астероида весом в 300 тысяч тонн и от 30 до 50 метров в диаметре. Космическое тело врезалось в Землю со скоростью 45–60 тыс. км в час, и взрыв от него был втрое мощнее, чем при падении Тунгусского метеорита.

История открытия и исследований

Исследовать астроблему в Аризоне начали в 1871 году, когда ее впервые обнаружили в ходе военной топосъемки. Сначала специалисты ошибочно решили, что кратер имеет вулканическое происхождение. В 1902 году горный инженер из Филадельфии Дэниел Барринджер предположил, что это ударный кратер, образовавшийся после падения метеорита, однако при жизни доказать эту теорию ученый так и не сумел: тот факт, что в Аризоне — астроблема, был официально установлен лишь через 30 лет.

Роль в изучении космических объектов

Аризонский кратер играет важную роль не только в изучении межзвездных процессов, но и в обучении будущих космонавтов. Уже много лет здесь готовят кандидатов в покорители космоса — особенно это важно в контексте подготовки к полету людей на Луну в рамках программы «Артемида». Преимущества именно этой астроблемы для обучения молодых специалистов в том, что она удачно расположена, отлично сохранилась и безопасна для проведения «космических» тренировок.

Сихотэ-Алинь

12 февраля 1947 года над Приморьем, в направлении с севера на юг, на огромной скорости пролетел огненный шар, который распался в воздухе на множество частей и огненным дождем просыпался на тайгу в западной части Сихотэ-Алиня. Позже выяснилось, что это был один из самых больших в истории метеоритов. Падение астероида сопровождалось страшным грохотом, и в воздухе потом еще долго был виден широкий след в виде полосы дыма. Так очевидцы описывали упавший метеорит.

Место, где произошло падение астероида, заметили летчики, выполнявшие перелет из Улунги в Хабаровск. Они сообщили о феномене геологам, которые незамедлительно снарядили экспедицию. Глазам прибывших на место исследователей предстала впечатляющая картина: поваленные и сломанные деревья, оплавившийся снег, множество кратеров и воронок.

Члены этой и последующих экспедиций обнаружили огромное количество осколков и фрагментов упавшего метеорита весом от нескольких граммов до нескольких тонн, разбросанных на площади примерно в 30 кв. км. Всего удалось собрать порядка 30 тонн метеоритного вещества. Куски астероида впоследствии попали в различные ведомства, институты, музеи и на космодром Байконур. Большая часть осколков хранится в Комитете по метеоритам.

Особенности и классификация метеорита

Изучавшие Сихотэ-Алинский метеорит специалисты пришли к выводу, что это был железно-никелевый астероид 15-й звездной величины весом 1,5-2 тыс. тонн, который несся к Земле на скорости от 12,4 до 14 км в секунду. В процессе падения он уменьшился до 70-100 тонн и взорвался на высоте 6 км. Ученые определили, что этот метеорит состоял на 94% из железа, 5,5% — никеля, 0,38% — из кобальта.

Влияние на науку и популярную культуру

Сихотэ-Алинский метеорит стал первым в истории, который удалось запечатлеть — его по горячим следам зарисовал один из очевидцев, местный художник. А приморский поселок Бейцухе, возле которого произошло событие, впоследствии был переименован в Метеоритный. Этот астероид считается вторым небесным телом, упавшим на территорию Приморья в двадцатом столетии (первым был Богуславский метеорит, «приземлившийся» в районе сел Богуславка, Гродеково и Новожатково в октябре 1916 года).

Сихотэ-Алинский метеорит вошел в топ-10 крупнейших метеоритов, когда-либо достигавших Земли, а его фрагменты — одни из самых дорогостоящих. Также об этом астероиде написаны сотни научных статей и три монографии, а его образцы хранятся во многих музеях мира и частных коллекциях.

Челябинский метеорит

Это космическое тело взорвалось 15 февраля 2013 года в небе над Южным Уралом. Установлено, что размер челябинского метеорита до падения составлял около 19,8 метра, а его масса была примерно 7-13 тыс. тонн. Согласно оценкам специалистов NASA, мощность взрыва, случившегося в момент входа метеорита в атмосферу на высоте 23 км над Челябинской областью, составила приблизительно 300-500 килотоннв 20 раз больше мощности атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму.

По мнению ученых, метеорит прилетел из главного пояса астероидов Солнечной системы, области между орбитами Марса и Юпитера. В процессе исследований выяснилось, что упавший астероид относился к числу обыкновенных хондритов типа LL5, и его возраст составляет около 4,45 миллиарда лет.

Хроника событий и наблюдения

Очевидцы падения метеорита рассказывали о ярком шаре в небе, за которым тянулся след, как от реактивного самолета. Непосредственно момент падения наблюдали рыбаки с озера Чебаркуль — один из осколков упал в воду, а затем раздались звуки, похожие на взрывы. Ударная волна накрыла площадь примерно в 6,5 тыс. кв. км.

Позже выяснилось, что на Землю упало лишь 4–6 тонн метеоритного вещества (0,03–0,05% от исходной массы), а остальное по пути испарилось и превратилось в пыль. Взрыв метеорита при падении вызвал образование масштабного пылевого кольца в атмосфере, которое держалось над всем северным полушарием Земли на протяжении как минимум трех месяцев после прилета астероида.

Падение метеорита, получившего название «Челябинск», стало первым в истории случаем, когда астероид, упавший в населенной местности, нанес серьезный ущерб. Так, в Челябинске взрывной волной повредило окна и двери, пострадали здания. Среди людей погибших не было, но более полутора тысяч местных жителей получили травмы. В итоге сумма экономического ущерба от падения метеорита в Челябинской области составила свыше 1,2 миллиарда рублей.

Метеориты, астероиды, кометы — определение и различия

Люди, далекие от астрономии, называют метеоритами или кометами все небесные тела, падающие на Землю или эффектно пролетающие мимо нее. Тем не менее есть как минимум три разновидности космических тел, различающихся между собой по внешнему виду, размеру, составу и месту происхождения. В их числе:

• астероид — крупный булыжник из пояса астероидов, расположенного между орбитами Марса и Юпитера;

• комета — похожее на астероид небесное тело, но содержащее в своем составе больше льда, метана, аммиака и других химических соединений. У кометы имеется размытая оболочка, называемая комой, а по мере приближения к Солнцу у нее также «отрастает» хвост. Кометы, как полагают исследователи, могут прилетать из двух мест: облака Оорта и пояса Койпера;

• метеороид — космическое тело, которое меньше астероида, но больше, чем межпланетная пыль. Метеороиды могут иметь размер от нескольких миллиметров до одного километра (или чуть меньше), и большинство их не достигает Земли, так как испаряется в ее атмосфере.

После того как любое небесное тело входит в атмосферу Земли, его, в зависимости от размера и свечения, называют метеором (те самые «падающие звезды», космический мусор, который с яркой вспышкой сгорает в атмосфере), болидом или суперболидом (метеор яркостью не менее −4m, либо обладающий более-менее заметными угловыми размерами). Либо же метеоритом — космическое тело, прошедшее через атмосферу и упавшее на Землю. Вес метеорита может варьироваться в диапазоне от долей грамма до 100 и более килограммов.

Как метеориты влияют на Землю

Космические тела падают на Землю практически ежедневно, однако большинство из астероидов сгорает в атмосфере. Из тех же, что все-таки долетают до Земли, наиболее опасны метеориты размером более километра, так как они воздействуют на температуру, фотосинтез, а также на состав воздуха и воды, благодаря чему способны изменить земную экосистему.

Так, при падении на Землю метеорита диаметром 1 км и больше, от удара вверх поднимутся пыль и камни, которые образуют плотный покров над земной поверхностью. А вскоре к этой завесе прибавится дым от лесных пожаров, которые возникнут от большого количества выделившегося при падении тепла. В итоге солнечный свет окажется заблокированным и возникнет искусственная зима.

По этой же причине растения не смогут получать необходимый им для фотосинтеза солнечный свет и начнут погибать, и это, в свою очередь, вызовет сокращение численности травоядных. Не выживут и организмы с низкой устойчивостью к холоду.  А еще после падения крупного метеорита изменится состав атмосферы — в ней в результате взаимодействия между атмосферным азотом и кислородом образуется азотная кислота, способная вызвать опасные мутации у растений и животных.

Но и это еще не все. Если метеорит упадет не на сушу, а в океан, это спровоцирует гигантские цунами и масштабное наводнение, гибельное для всего живого. В общем не исключено, что повторился бы сценарий, убивший 65 миллионов лет назад всех динозавров. Однако, по мнению ученых, жизнь на Земле могла бы впоследствии восстановиться.

Физические последствия падения метеоритов

Ученые из Саутгемптонского университета постарались выяснить, что было бы, если бы метеорит (и даже не особо крупный, «всего» 200 метров в диаметре) упал бы на один из крупнейших мегаполисов мира — например, на Лондон или на Берлин. Также рассматривались варианты падения метеорита просто на землю, в океан или его взрыв в атмосфере. При моделировании подобных ситуаций оказалось, что само по себе столкновение астероида с Землей стало бы наименьшей проблемой.

Во всех рассмотренных сценариях столкновения упавшего метеорита с нашей планетой худшим из последствий стало бы стремительное перемещение воздушных масс, вызванное ударной волной. В значительно меньшей степени негативное воздействие на Землю оказали бы сильное выделение тепла и изменение атмосферного давления.

Конечно, в большинстве случаев последствия от падения на Землю метеорита зависели бы от множества факторов. Исследователи рассмотрели варианты именно с 200-метровым небесным телом плотностью 3,1 т на м3, который врезался бы в Землю на скорости 20 км в секунду и под углом 45°. В итоге выяснилось, что количество жертв при падении такого метеорита на крупный город составило бы 1,2-3,5 млн человек в Берлине и 2,8-8,8 млн — в Лондоне.

Экологические и климатические изменения после ударов

Падение метеоритов на Землю может вызвать серьезные изменения климата и экологической обстановки, в том числе:

• всплеск сейсмической активности;

• резкое падение уровня моря;

• изменение среднегодовых и сезонных температур;

• мощные колебания магнитного поля Земли;

• переизбыток кислорода в земной атмосфере;

• резкое охлаждение океана;

• изменение состава морской воды.

Вклад метеоритов в понимание Вселенной

Метеориты имеют неоспоримую ценность для науки, так как их изучение позволяет собрать информацию о самых ранних этапах образования вещества Солнечной системы. Кроме того, изучение упавших на Землю астероидов помогает получить представление о процессах, которые происходили в далеких, давно переставших существовать звездах и в недрах самой Земли, а также больше узнать об условиях появления и эволюции планет.

Защита от космических угроз

Для защиты нашей планеты от падения астероидов используются методы, позволяющие изменить траекторию космических объектов, пролетающих на опасно близком расстоянии от Земли и минимизировать риск импактного события — падения метеоритов на земную поверхность.

Правда, есть один нюанс: для того, чтобы можно было эффективно использовать эти технологии, необходимо, чтобы астероид был обнаружен за несколько лет до возможного столкновения с Землей. Кроме того, перед выбором наиболее подходящего плана действий по устранению конкретной космической угрозы нужно также выяснить состав объекта — в этом специалистам помогают космические аппараты типа «Дип Импакт».

Для того чтобы отслеживать  метеориты, в настоящее время используются радиолокаторы, которые с помощью высокочастотных радиосигналов определяют расстояние до космического тела, а также вектор его движения и скорость. Эти данные помогают установить орбиту астероида, а также вычислить вероятное время и место его падения на Землю — все это дает возможность вовремя принять необходимые меры — вплоть до эвакуации людей.

Международное сотрудничество и проекты

Повышенное внимание к метеоритным угрозам со стороны политиков и ученых сохраняется с 2013 года — с момента взрыва крупного метеорита над Челябинской областью. Сегодня многие страны объединили усилия в рамках международных программ по отслеживанию космических объектов, представляющих потенциальную угрозу для Земли.

Кроме того, активно разрабатываются совместные программы и проводятся исследования, направленные на обеспечение безопасности Земли. Научная деятельность в космической сфере все время развивается, появляются новые технологии и методы анализа, позволяющие более точно предсказывать движение космических объектов и разрабатывать эффективные стратегии для предотвращения угроз.