Китай выпустил первый в мире атлас тепловых снимков Земли, сделанных спутниками
Проекты

Китай выпустил первый в мире атлас тепловых снимков Земли, сделанных спутниками

11 сентября 2024 года, 12:56

Базирующийся в Пекине Международный исследовательский центр больших данных для осуществления целей устойчивого развития (CBAS) выпустил первый в истории атлас земной поверхности, целиком отснятый китайскими спутниками дистанционного зондирования Земли в инфракрасном спектре. Он должен стать подарком для всей мировой науки и обеспечить новый рывок в изучении нашей родной планеты.

В конце 2010-х годов в Академии наук Китая решили, что не только галактики в ранней Вселенной можно систематически изучать в инфракрасном диапазоне, но и родную планету. Результатом принятого решения стал запуск в ноябре 2021 года спутника ДЗЗ SDGSAT-1. Он стал первым в мире спутником, предназначенным специально для выполнения постановлений ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года (что не помешало Пентагону сразу же окрестить аппарат «шпионским»).

Ключевой задачей спутника стала съемка всей поверхности нашей планеты в тепловом диапазоне. И спустя менее чем три года после его запуска китайские ученые уже смогли поделиться превосходными плодами этой обстоятельной работы.

Атлас, опубликованный CBAS, содержит 10 основных типов ландшафтов, отснятых в 118 различных регионах мира. Тем самым он позволяет под совершенно новым углом взглянуть на особенности поверхности рек и холмов, морей и пустынь, гор и океанских котловин. Под пристальным вниманием оказались следы антропогенного воздействия на среду: активный рост городов, плавное поступательное развитие сельского хозяйства, промышленные выбросы и загрязнения, а также меры, предпринимаемые для борьбы с последними.

«Распределение и динамические изменения температур на поверхности Земли тесно связаны с социально-экономической деятельностью человека, условиями промышленного производства и геоморфологическими особенностями», — отметил глава Международного исследовательского центра Го Хуадун.

Таким образом, в руках ученых оказался инструмент, чрезвычайно полезный при попытках оценить текущее состояние нашей планеты и масштаб вклада человека в его изменения. Китайские ученые надеются при его помощи укрепить сотрудничество с другими странами и институтами ООН, что станет важным шагом в обеспечении устойчивого развития всего человечества. И неплохим подспорьем в решении этой задачи стало бы, как подчеркнул Го Хуадун, создание целой группировки аналогичных спутников — для всепланетного мониторинга, борьбы с загрязнением среды и предупреждения стихийных бедствий.