«Эхо торговой войны с Китаем»: у космической отрасли США начались проблемы с подрядчиками
Мнения

«Эхо торговой войны с Китаем»: у космической отрасли США начались проблемы с подрядчиками

10 сентября 2024 года, 11:18

Агентство космического развития США (SDA), созданное Пентагоном для контроля космических разработок, столкнулось с серьезными проблемами в области поставки комплектующих. Отдельные партнеры SDA начали испытывать финансовые трудности, что тормозит реализацию важнейших проектов агентства — например, развертывание на низкой околоземной орбите многоспутниковой группировки. Ситуация осложняется еще и торговой войной с КНР.

Космические силы США, начиная с сентября 2024 года, планировали начать регулярный запуск спутников в рамках нового этапа проекта Tranche 1. Программа призвана расширить космическую архитектуру SDA и предполагает вывод 1000 аппаратов на низкую околоземную орбиту к 2026 году. Главное назначение этих спутников, которые в конечном итоге должны будут составить многоуровневую сеть, — обеспечивать военную связь и предупреждать о ракетном нападении.

Впрочем, как оказалось, за далеко идущими планами Пентагона не успевают частные оборонные подрядчики. Как признался директор SDA Дерек Турнер, агентству пришлось приостановить свои планы по созданию спутниковой группировки в связи с задержкой поставок комплектующих. В США объясняют это последствиями пандемии коронавируса.

Однако, по мнению программного директора Академии политических наук и старшего научного сотрудника Института Латинской Америки РАН Александра Степанова, основная причина срыва сроков — финансовые трудности некоторых партнеров SDA. Как напомнил эксперт, нулевой этап программы SDA под названием Tranche 0 был реализован еще в апреле 2023-го. Тогда на низкую околоземную орбиту вывели 10 спутников. К февралю 2024-го их число возросло до 27.

По словам Степанова, почти полугодовая задержка — следствие торговой войны США с Китаем. «На деле это эхо торговой войны с Китаем, компании которого производят существенную долю компонентной базы для американской промышленности, в том числе и для космической. Однако имеет место и прямое государственное вмешательство со стороны США в процессы на данном рынке», — рассуждает военный эксперт.

В пример Степанов привел такого подрядчика SDA, как немецкую компанию Mynaric, которая занимается поставкой оптических терминалов для лазерной связи — с их помощью военные США получат возможность передавать данные между спутниками и на наземные станции намного быстрее, чем по традиционным каналам. Но для того чтобы оснастить всю группировку, Mynaric нужно изготовить тысячи таких устройств.

Первый лазерный терминал немецкое предприятие собиралось отправить в космос четыре года назад — на борту китайского аппарата. Однако Германия (разумеется, с подачи США) запретила экспорт соответствующей технологии в КНР. Выстроенный Вашингтоном «заградительный контур» обернулся против него же самого, ведь производители начали терять существенный рынок — и в Китае, и в странах Глобального юга. Все это принесло поставщикам лишь финансовые убытки.

США пытаются перехватить управление космическими технологиями, чтобы расширить военный потенциал. Однако вместо того, чтобы сотрудничать с потенциальными потребителями, SDA продвигает контракты с такими компаниями, как Lockheed Martin и York Space Systems, активно поглощающими технологии западных частных предприятий отрасли. «Эти подрядчики не всегда справляются с объемом отраслевых заказов и часто срывают сроки», — резюмировал Степанов.

Группировка военных спутников SDA получила название Warfighter. «Созвездие» будет состоять из около 1000 космических аппаратов, которые планируется запускать каждые два года в рамках семи этапов. Все уровни объединяет программа Transport Layer, нацеленная на обеспечение военных США защищенной сетью передачи данных высокой пропускной способности.

Ранее стало известно, что в середине 2027 года компания Rocket Lab планирует вывести на орбиту 18 спутников на этапе Tranche 2 Beta. Всего Tranche 2 предполагает запуск 90 спутников. Из них 72 произведут Lockheed Martin и Northrop Grumman