Дорогостоящий зонд Europa Clipper получил разрешение на запуск
Технологии

Дорогостоящий зонд Europa Clipper получил разрешение на запуск

10 сентября 2024 года, 13:59

Зонд NASA Europa Clipper для исследования одного из крупнейших спутников Юпитера Европы успешно прошел ключевые испытания. Теперь специалисты приступят к заключительной трехнедельной подготовке аппарата к запуску, запланированному на 10 октября. В течение прошедших месяцев они определяли, смогут ли транзисторы, используемые в различных частях космического аппарата, справиться с радиационной обстановкой вокруг Юпитера. Проведенные тесты подтвердили, что они выдержат такие суровые условия, но даже если выйдут из строя – на работе зонда это не отразится.

Во время одного из этапов испытаний в мае специалисты обнаружили, что транзисторы аппарата могут не выдержать полета в глубокий космос, и опасались, что Europa Clipper, на создание которого ушло около $5 млрд, может попросту не долететь до Юпитера. Первоначальные испытания подтвердили, что транзисторы действительно выходили из строя при более низких уровнях радиации. Четыре месяца инженеры проводили круглосуточные испытания, чтобы понять, насколько возможный выход из строя транзисторов повлияет на другие системы космического аппарата.

Последние тесты показали, что ни одна из систем Europa Clipper не пострадает, если транзисторы и правда будут повреждены во время полета, а значит, экспедиция даже в случае нештатной ситуации пройдет по плану, заверили в NASA. Вносить никакие изменения в работу космического аппарата не планируется. Единственным исключением может стать изменение настройки обогревателей для некоторых приборов, чтобы они слегка прогревались при отдалении от ледяной Европы.

Успешное завершение ключевых испытаний позволяет Europa Clipper перейти к заключительному этапу предстартовой подготовки, во время которой, в частности, космический аппарат заправят почти 3 тыс. кг топлива. После этого аппарат направится на общую сборку и испытания с ракетой-носителем Falcon Heavy компании SpaceX.

Старт Europa Clipper запланирован 10 октября из Космического центра им. Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде. Основная цель зонда — определить, могут ли под ледяной поверхностью Европы быть условия для формирования жизни.

Европа — четвертый по размеру и шестой по отдаленности спутник Юпитера. Ученые считают, что в 20-30 км под ее льдом скрывается гигантский океан, вдвое превышающий по объему мировой океан Земли. Аппарат позволит понять, как образовались такие гигантские запасы воды, а также узнать больше о геологии и составе спутника Юпитера. Исследователи также надеются, что экспедиция позволит лучше понять астробиологический потенциал пригодных для жизни небесных тел за пределами нашей планеты.

Масса Europa Clipper — 2 670 кг, из них 54 кг приходится на радиационную защиту. Он будет оснащен 24 двигателями малой тяги, а источником питания станут две солнечные батареи по 4,5 сегмента каждая общей площадью 102 кв. м. На борту будут находиться девять приборов и оборудование для проведения эксперимента по изучению гравитации. Помимо основной полезной нагрузки, на аппарате также будет небольшая табличка с «посланием» для иноземных цивилизаций.

На пути к системе Юпитера Europa Clipper совершит несколько гравитационных маневров (в феврале 2025 и декабре 2026-го). Ожидается, что зонд прибудет к Европе в 2030 году, после чего следующие три года будет проводить исследования. За это время он должен будет совершить около 50 облетов спутника Юпитера. Если радиация не выведет из строя электронику и у аппарата останется достаточно топлива, его работу могут продлить.