NASA окончательно закрыло проект по дозаправке спутников
Проекты

NASA окончательно закрыло проект по дозаправке спутников

6 сентября 2024 года, 12:46

NASA решило окончательно свернуть проект по дозаправке спутников на орбите OSAM-1 (On-orbit Servicing, Assembly, and Manufacturing 1). О своем решении агентство объявило 5 сентября, отметив, что отклонило предложение властей США пересмотреть программу и реализовать ее в 2026 году. В NASA посчитали, что сложилось слишком много негативных факторов — и большие расходы на проект, и постоянные срывы сроков, и технические риски.

О планах NASA закрыть дорогостоящий проект OSAM-1 стало известно в марте. Тогда по итогам аудиторской проверки был выявлен значительный перерасход средств — общая стоимость уже составляет $2 млрд. Не говоря уже о том, что проект сильно отстает от графика: он стартовал еще в 2015 году, но за десять лет особых успехов достичь не удалось. Напротив, органы обнаружили, что у ведущего подрядчика программы, компании Maxar, отсутствует необходимая квалификация.

Впрочем, некоторая надежда на спасение проекта еще оставалась. Проект бюджета на 2024-й финансовый год, принятый позднее в марте, предписывал NASA пересмотреть подход к OSAM-1 таким образом, чтобы запустить его в 2026 году. В конечном счете агентство решило остановиться на первом варианте и отменить проект. Отмечается, что программа будет окончательно закрыта 30 сентября.

«Факторами, повлиявшими на принятие решения, были стоимость, график и технические риски, связанные с планом запуска на 2026 год, окупаемость технологии OSAM-1 и неопределенный путь ее внедрения в промышленность, а также влияние на другие усилия NASA по разработке технологий», — заявили в агентстве.

Работа над проектом OSAM-1, который раньше назывался Restore-L, началась десять лет назад. Его целью было осуществить дозаправку спутника Landsat 7, запущенного на низкую околоземную орбиту в 1999 году. Однако программа столкнулась с задержками, в результате чего ее запуск был перенесен с 2020-го на 2026 год, а стоимость увеличилась с первоначальных $626-753 млн до более $2 млрд.

Закрытие проекта OSAM-1 означает, что работы могут лишиться около 450 сотрудников, прежде всего в Центре космических полетов имени Годдарда. В марте NASA заявило, что они будут получать поддержку до конца текущего финансового года. Их уже проинформировали о решении агентства. Среди частных компаний, которые тоже могут пострадать от этой ситуации, — Intuitive Machines, которая ранее заключила контракт с Центром Годдарда по OSAM-1. Хотя компания больше всего известна своей работой над лунными аппаратами, контракт оставался значительным источником дохода для нее.

Так или иначе, решение NASA по-прежнему требует одобрения Конгресса США. В своем проекте закона о расходах на 2025 финансовый год Сенат предусмотрел выделение до $174,5 млн на OSAM-1, а Палата представителей вообще не указала финансирование для этого проекта. В то же время обе палаты отметили, что любая поддержка OSAM-1 зависит от разработки осуществимого плана завершения программы.

Ожидается, что NASA должно направить запрос «для дальнейшего обеспечения наилучшего использования аппаратного обеспечения проекта». Подробнее о том, почему проект OSAM-1 потерпел неудачу, читайте в нашей статье.