Китайские ученые создали самую детальную карту Марса
Наука

Китайские ученые создали самую детальную карту Марса

4 сентября 2024 года, 13:49

На основе данных, собранных с 2021 года орбитальной исследовательской станцией «Тяньвэнь-1», китайские ученые создали первую в истории полномасштабную цветную карту поверхности Марса с разрешением менее 100 метров на пиксель. Таким образом Академия наук Китая не только вырывается вперед в исследованиях Красной планеты, но и создает полезнейший инструмент для всей земной науки.

Отдельные снимки Марса, сделанные американским Mars Reconnaissance Orbiter или российско-европейским «Марс-Экспрессом», достигают временами потрясающей детализации. Проблема в том, что они охватывают лишь незначительную часть поверхности четвертой планеты от Солнца. А самая детальная полная карта Марса, созданная до сих пор, под названием Mars Viking, имеет разрешение почти четверть километра на пиксель.

Однако сотрудники Национальной астрономической обсерватории и Центра исследования Луны и космической инженерии АНК пришли к выводу, что настало время для качественного рывка: благо, новейший китайский аппарат на орбите Марса, запущенный всего четыре года назад, собрал более чем достаточно данных. Уже через полтора года с момента прибытия на место работы он выполнил съемку на 284 орбитах.

Камера умеренного разрешения MoRIC сделала почти 15 тысяч изображений с детализацией от 57 до 197 м. Вдобавок к этому минералогический спектрометр станции получил за то же самое время 325 полос данных в видимом и ближнем инфракрасном диапазонах — все с пространственным разрешением от 800 до 265 м/п.

Эти изображения, часто перекрывающиеся друг с другом (что позволяет увеличивать точность), дали возможность китайским ученым собрать, как паззл, глобальную карту Марса с таким разрешением, которое еще недавно показалось бы фантастикой — 76 метров на пиксель. Благодаря новейшим алгоритмам обработки мозаика оказалась бесшовной и полностью цветной, причем яркость цветов обеспечена за счет глобальной однородности цвета (и правильной коррекции).

Карта передает настоящие цвета разных точек поверхности Марса, показывая, что Красная планета на самом деле не такая уж и красная. Дополнительно к карте Академия наук Китая выпустила и набор изображений, многие из которых могут похвастаться еще лучшей детализацией. Вместе с новейшим атласом высокоточных геологических карт Луны, опубликованном весной, это огромный подарок китайских ученых не только родной науке, но и всему человечеству.