Китай опубликовал первый в мире набор высокоточных геологических карт Луны
Наука

Китай опубликовал первый в мире набор высокоточных геологических карт Луны

22 апреля 2024 года, 09:22

Китайская академия наук (CAS) опубликовала первый в мире комплект геологических карт Луны, составленных с высочайшей точностью. Ученые уверены, что это придаст мощнейший импульс исследованиям естественного спутника Земли — когда впервые за полвека туда снова отправятся космонавты.

Первые сведения о геологии Луны были получены советскими учеными благодаря автоматическим исследовательским станциям. Определенный вклад внесли также американские астронавты, несколько раз высаживавшиеся на покрытом кратерами небесном теле. Но с тех пор земная наука совершила серьезный скачок, и международные карты, до сих пор базирующиеся на собранных в 1960-1970-е годы сведениях, устарели.

Как отметил геохимик Лю Цзяньчжун, более-менее приличной точностью на тех картах отличаются лишь несколько локальных областей. Кроме того, масштаб 1:5 000 000 уже недостаточен для планирования серьезных научных мероприятий (в таком масштабе была составлена первая подробная геологическая карта Луны — в 2020 году ее опубликовало NASA, которое основывалось на данных, полученных в том числе «Аполлонами»).

В связи с этим Китайская академия наук организовала создание нового, гораздо более точного и подробного лунного атласа. Решающую роль здесь сыграли богатые данные, собранные за последние десятилетия несколькими зондами «Чанъэ». Получившиеся в результате карты должны надолго остаться вершиной научных знаний человечества о Луне — по крайней мере, пока ее поверхность снова не начнут измерять шаги людей в скафандрах.

Точность (и масштаб) новых карт была увеличена — до 1:2 500 000. На них можно разглядеть 12 341 ударный кратер и 81 крупную впадину, различить 17 типов горных пород, образовавшихся в результате 14 основных тектонических процессов. Особо отмеченные места посадок космических аппаратов, включая «Луны», «Чанъэ» и «Аполлоны», станут приятным бонусом.

Всего атлас включает 30 карт, которые создавались с 2012 года, когда первый научный глава китайской программы лунных исследований Оуян Цзыюань впервые выдвинул эту идею. Теперь плодами дюжины лет усилий китайских ученых могут воспользоваться все страны мира.

Одновременно с этим активно продолжается подготовка к созданию Китаем и Россией Международной научной лунной станции. Но интересы обеих стран простираются гораздо дальше. Так, не исключено, что уже в среднесрочной исторической перспективе российские и китайские ученые на практике займутся натурными исследованиями Красной планеты.