Кубсат NASA успешно развернул ультратонкий солнечный парус в космосе
Технологии

Кубсат NASA успешно развернул ультратонкий солнечный парус в космосе

30 августа 2024 года, 11:27

Американский кубсат ACS3, который был запущен на орбиту в конце апреля и успешно вышел на связь с Землей, развернул свой солнечный парус площадью 80 квадратных метров. Его толщина меньше листа папиросной бумаги — всего лишь два микрона, поэтому для NASA, разработавшего устройство, было крайне важно, чтобы парус выдержал нагрузку в космическом пространстве и не разорвался. Теперь кубсату предстоит выполнить несколько маневров, в том числе повышение орбиты.

Космический аппарат ACS3 (Advanced Composite Solar Sail System) под солнечным парусом от NASA был выведен на солнечно-синхронную орбиту высотой 1000 километров. Он представляет собой 12-юнитовый кубсат, построенный компанией NanoAvionics и имеющий размеры микроволновой печи. Его основная задача — протестировать новые материалы и развертываемые конструкции, в частности раздвижные мачты, которые и должны растянуть в космосе сверхтонкий парус, а также совершить серию маневров.

Как сообщили в NASA, кубсат ACS3 успешно справился с первой задачей, развернув солнечный парус 29 августа в 13:33 мск. На его борту расположены четыре камеры, которые позволяют получать панорамный вид на парус и поддерживающие его телескопические стеньги. Снимки с высоким разрешением, сделанные этими камерами, будут доступны 4 сентября.

«Солнце будет продолжать светить еще миллиарды лет, так что у нас есть неограниченный источник энергии. Вместо того чтобы запускать огромные топливные баки для будущих миссий, мы можем запустить более крупные паруса, которые используют уже имеющееся ”топливо"», — сказал ведущий системный инженер проекта в Исследовательском центре Эймса Алан Роудс.

Теперь, когда солнечный парус полностью раскрыт, его могут увидеть астрономы-любители. Для этого NASA советует следить за обновлениями в социальных сетях. В течение следующих недель команда протестирует маневренные возможности кубсата. Так, при помощи солнечного паруса спутник попытается изменить свою орбиту. Как считают специалисты, полученная информация поможет в разработке будущих аппаратов, тоже оснащенных солнечными парусами.

Малый спутник ACS3 был запущен с помощью легкой ракеты Electron 24 апреля с площадки LC-1B космодрома Махиа в Новой Зеландии. На протяжении двух месяцев после старта наземные специалисты проверяли работоспособность систем спутника, после чего ACS3, наконец, успешно развернул солнечный парус.

Самая большая проблема при его разработке заключалась в создании «стрел», которые были бы достаточно малы, чтобы поместиться внутри аппарата, но при этом смогли удлиняться примерно до девяти метров. Не меньше внимания инженеры уделили вопросу прочности. Система создана из композитного углеродного волокна, и при полном разворачивании образует квадрат размером примерно в половину теннисного корта. Чтобы изменить направление, аппарат разворачивает паруса под углом.