Rocket Lab вывела на орбиту американский спутник с солнечным парусом
Запуски

Rocket Lab вывела на орбиту американский спутник с солнечным парусом

24 апреля 2024 года, 07:54

Американская компания Rocket Lab провела пуск ракеты-носителя сверхлегкого класса Electron, которая доставила в космос сразу два спутника. Первый из них — южнокорейский NeonSat-1 для оптического наблюдения Земли с аппаратурой высокого разрешения, второй — американский кубсат ACS-3 с солнечным парусом от NASA. Это был первый запуск, в рамках которого компания успешно развернула две полезные нагрузки на разных орбитах. Всего же в нынешнем году Rocket Lab осуществила пять стартов.

Ракета-носитель Electron с двумя спутниками на борту была запущена в среду, 24 апреля, в 01:32 по московскому времени, ее полет получил название Beginning Of The Swarm («Начинаем роиться»). Она стартовала с площадки LC-1B космодрома Махиа в Новой Зеландии и успешно вывела в космос полезную нагрузку. Южнокорейский NeonSat-1 (основная полезная нагрузка) был отделен на солнечно-синхронной орбите высотой 520 км через 50 минут после старта, а американский ACS-3 (дополнительная полезная нагрузка) — на более высокой (1000 км) орбите спустя 1 час 45 минут.

Чтобы ракета смогла доставить космические аппараты на разные орбиты, разгонный блок (третья ступень ракеты) оснастили дополнительными баками для топлива, увеличенными баллонами для сжатого газа и большими аккумуляторными батареями. Возврат и спасение первой ступени не предусматривались. Наблюдатели, однако, обратили внимание, что переходный отсек носителя и его корпус были окрашены в красный и серый цвет соответственно. Это означает, что при запуске использовалась первая ступень в многоразовой конфигурации.

Позднее в компании прояснили ситуацию, отметив, что подобное может случаться из-за логистики ступеней и особых требований к конкретным запускам. Иными словами, в ходе прошедшего пуска Rocket Lab продемонстрировала одноразовое использование ступени, которую можно было бы использовать повторно. Для компании это был пятый старт в нынешнем году и 47-й пуск за все время (43-й успешный).

Спутник наблюдения Земли NeonSat-1 с оптической камерой высокого разрешения был разработан в Исследовательском центре спутниковых технологий (SaTReC) при Корейском институте передовых наук и технологий (KAIST). Он сможет отслеживать стихийные бедствия на Корейском полуострове, анализируя космические снимки с использованием искусственного интеллекта. Как сообщили в Министерстве образования, науки и техники Республики Корея, в общей сложности в стране хотят вывести на орбиту еще 10 подобных аппаратов: пять из них будут запущены в июне 2026 года, а остальные — в сентябре 2027-го.

Что же касается американского ACS3, то он представляет собой 12-юнитовый кубсат, который должен будет продемонстрировать возможности солнечного паруса. Спутнику предстоит протестировать новые материалы и развертываемые конструкции, но произойдет это не сразу: на протяжении двух месяцев после запуска наземные специалисты будут проверять работоспособность всех систем спутника, и только после этого ACS3 развернет солнечный парус. Затем он выполнит несколько маневров по изменению орбиты.

Цель NASA, разработавшего солнечный парус, — доказать, что полеты с помощью такой технологии в принципе возможны. В дальнейшем в агентстве хотят использовать солнечные паруса для полетов к Луне, Марсу и в дальний космос, полагая, что такие экспедиции будут стоить гораздо дешевле. Подробнее о программе испытаний ACS3 читайте в нашей статье.