В Китае призвали защищать Землю от астероидов ядерным оружием
Технологии

В Китае призвали защищать Землю от астероидов ядерным оружием

29 августа 2024 года, 11:43

Китайские ученые назвали самый эффективный способ противодействия падению астероидов и метеоритов на Землю. По их мнению, с задачей лучше всего справится ядерное оружие, а значит, стоит ускорить разработки в этой области. Менее действенной альтернативой могут стать лазеры или кинетический удар.

Современные технологии позволяют отслеживать объекты, которые приближаются на опасное расстояние к Земле. Сегодня в астрономических каталогах числится более 30 тыс. таких небесных тел, однако, по мнению авторов работы, их может быть гораздо больше. «Потенциальный риск столкновения с астероидом намного выше, чем оценка, основанная на данных об обнаруженных в настоящее время астероидах», – отмечают они. Так, например, ученые не подозревали о существовании астероида, упавшего в российском Челябинске в 2013 году – он прошел мимо радаров при сближении с Землей. В результате пострадали более 1,5 тыс. человек и были повреждены около 5 тыс. зданий.

Группа исследователей под руководством Чжан Хэ из Пекинского института системной инженерии космических аппаратов проанализировала эффективность различных методов внешнего воздействия на разные типы астероидов. В том числе, в качестве «оружия» против астероидов рассматривалась кинетическая бомбардировка, метательные устройства, подобные «катапультам», ракеты, плазменные двигатели, а также лазеры.

По мнению ученых, если выяснится, что опасный объект приближается к Земле, реагировать нужно будет быстро. В таком случае помогут только ядерные боеголовки. Одно такое оружие мощностью 1 млн тонн может противостоять углеродсодержащему астероиду диаметром 50 метров. Если цель окажется больше или ее основным компонентом будет кремний, по нему придется выпустить несколько ядерных бомб. Мощность самой крупной из когда-либо испытанных ядерных боеголовок – советской «Царь-бомбы», испытанной в 1961 году, составляла 50 млн тонн в тротиловом эквиваленте. Если бы время предупреждения о столкновении было увеличено до 15 лет, ядерный взрыв меньшей мощности мог бы устранить угрозу, независимо от размера или состава астероида, отмечают исследователи.

Среди преимуществ такого метода авторы работы отмечают способность реагирования в сжатые сроки - от 7 дней до 1 месяца, возможность наносить точные удары на дальние расстояния с погрешностью менее 100 метров, а также потенциал долговременного развертывания ядерного оружия на орбите – боеголовки можно безопасно хранить в космосе более 10 лет.

Остальные методы, изученные исследователями, тоже можно использовать, но только в определенных случаях. Например, кинетический удар, который уже применило NASA в рамках программы DART в 2022 году, позволил существенно изменить орбиту и форму астероида Диморф, диаметром около 160 метров. Однако такой способ будет эффективен только если об опасности столкновения стало известно за 50 лет до этого события, и летящий к Земле объект диаметром меньше 350 метров.

Сейчас ни у одного государства мира нет возможности запускать ядерные боеголовки в космос для предотвращения потенциальной астероидной опасности. Сборка и заправка крупных ракет-носителей, которые есть на вооружении разных стран, занимает много времени. В связи с этим авторы работы призывают Китай начать разработку новых ракет-носителей с возможностью быстрого запуска. Другим технически осуществимым решением может быть предварительное размещение ядерного оружия в космосе, чтобы сократить время реагирования на угрозы. Однако поскольку Китаю будет сложно отправить ядерные боеголовки в космос в кратчайшие сроки, необходимо также изучать другие технологии, такие как кинетический удар и мощное лазерное оружие, отмечают ученые.

При этом исследователи напоминают, что международное право запрещает использование или размещение ядерного оружия в космосе. В частности, Китай является участником Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства от 1967 года и Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Ядерные взрывы также могут нести опасность для жителей нашей планеты из-за возможного повышения радиации и загрязнения окружающей среды. «Осуществление защитных мер не должно нести вторичного ущерба Земле и, насколько это возможно, загрязнения окружающей среды, а также угрожать Луне, Марсу и другим небесным телам», – заключили ученые.