Как сделать космос ближе: итоги девятой Летней космической школы
Наука

Как сделать космос ближе: итоги девятой Летней космической школы

8 августа 2024 года, 12:59

С 27 июля по 4 августа 2024 года в Институте космических исследований РАН прошла Летняя Космическая Школа — научно-просветительский интенсив для всех, кто интересуется космосом. В течение девяти дней участников ждали: лекции от лучших экспертов, дискуссии, игры, практические занятия и экскурсии по самым «космическим» местам Москвы. В последний день школы прошла симуляция космического полета, в которой каждый участник смог показать, чему он научился в рамках ЛКШ.

В этот год участники могли выбрать между восемью разными секциями, о которых стоит рассказать отдельно. Суть школы состоит в том, чтобы постараться охватить максимальное количество самых разных тем, связанных с космонавтикой. От классической баллистики и астрофизики, до космической медицины и научной журналистики, где дают знания о том, как рассказывать о космосе. Уже не первый год именно в секцию «Научной журналистики» приходят сотрудники пресс-служб, как предприятий из периметра Роскосмоса, так и планетариев и космических музеев со всей страны.

Секция «Баллистика и орбитальная механика» включала лекции и практические занятия, которые помогли участникам понять основы движения в околоземном пространстве и межпланетных перелетов, а также научиться планировать и оптимизировать траектории космических аппаратов с помощью специального программного обеспечения. Лекции в данной секции прочитали практикующие баллистики из НПО им. С.А. Лавочкина, Института космических исследований РАН и других ведущих предприятий космической отрасли. А практические занятия проводились в специальном ПО (Kerbal Space Program), которое представляло собой специальную среду симуляции космического полета.

Именно на этой секции готовят космических «пилотов», способных мягко посадить спускаемый аппарат на поверхность планеты или рассчитать точку рандеву любом уголке Солнечной системы. Хотели узнать, как именно космические аппараты «находят друг друга» в необъятных космических просторах, то вам наверняка сюда.

Секция «Спутникостроение и космическая связь» состояла из двух частей. В первой участники получили углубленную информацию по конструкции и устройству космических аппаратов и их систем, отработали полученные знания на мастер-классах с использованием конструкторов спутников Introsat и OrbiX. Вторая часть программы была посвящена вопросам связи с космическими аппаратами: участники сами изготавливали антенны для приема спутниковых данных и проводили с их помощью сеансы связи с различными типами спутников. Впервые на ЛКШ шла работа по передаче данных на спутники под управлением Дмитрия Пашкова.

Участников этой секции опознать было легко: они везде, включая столовую и гостиницу, ходили со своими, самостоятельно собранными антеннами. Именно они тщательно изучали альманах пролета спутников, чтобы в любое время дня и ночи собраться на улице и, даже несмотря на плохую погоду, получить информацию с космического аппарата.

Программа секции «Дистанционное зондирование» была разработана при участии сотрудников Института космических исследований РАН — ведущего научного центра занимающегося сбором, хранением, обработкой данных и созданием информационных продуктов по теме ДЗЗ. В качестве приглашенных лекторов выступали специалисты ИКИ, частные и государственные компании, занимающиеся ДЗЗ. Ключевая особенность программы — практические занятия, на которых участники смогли научиться обрабатывать данные, полученные с искусственных спутников Земли и других планет и применять их для решения различных задач, связанных с изучением Солнечной системы и Земли. Участники освоили методы классификации поверхности, оценки плотности растительности, мониторинга загрязнения атмосферы, анализа изменений природных и антропогенных объектов.

1 / 4

В этом году секция называлась «Дистанционное зондирование», без второй буквы «з», обозначающей Землю. Участники учились строить карты не только нашей планеты, но и других звездных тел. Подобрать место для посадки космического аппарата на Марсе или Луне, обосновать и защитить свой выбор, создать его подробную карту на основе имеющихся спутниковых снимков — это все задачи, с которыми работали участники секции ДЗЗ.

На секции «Научная журналистика» участников ждали лекции о подкастах, образовании, нейросетях, съемке и продюсировании. Как и всегда на этой секции, за время Школы участники набрались навыков, которые помогли им начать вести свой блог или даже работать на креативных должностях. И, конечно же, участники лично познакомитесь с научными журналистами, представителями пресс-служб, издательств и медиахолдингов.

Одним из участников секции в этом году стала Анастасия Ленкова, белорусский космонавт, дублер экипажа космического корабля «Союз МС-25» и 12-суточной космической экспедиции посещения ЭП-21. Анастасия даже стала приглашенной звездой, чтобы показать участникам, как журналисты работают на пресс-конференции.

Секция «Космическая медицина и биология» рассмотрела актуальные темы в области космической биологии. Лекции читали специалисты и сотрудники Института медико-биологических проблем РАН — ведущей организации в России по проведению исследований в космической биологии и медицине, а также разработке методов и средств, обеспечивающих безопасность и жизнедеятельность человека в экстремальных условиях космоса. В рамках Школы участники познакомились с реальными образцами экспериментального оборудования, применяемого на отечественном сегменте МКС, таких как эксперименты «Альгометрия», «Кардиовектор» и «Пилот-Т» по изучению влияния космического полета на человека.

Программа секции «Планетные исследования» была разработана в сотрудничестве с учеными из ИКИ РАН, ГЕОХИ РАН — ведущих научных учреждений, занимающихся исследованиями тел Солнечной системы. Ключевой особенностью программы являлись практические занятия, которые позволили участникам освоить определение спектрального состава атмосферы по спектральным изменениям, научиться определять минеральный состав поверхности по данным гиперспектральной съемки, попробовать определить период вращения астероида по данным фотометрии, провести эксперименты с веществами-аналогами лунного и марсианского грунта, и поработать с тонкими срезами (шлифами) различных типов метеоритного вещества.

1 / 4

Секция «Гелиофизика и межпланетная среда» была разработана в сотрудничестве с учеными из ИКИ РАН и ИНАСАН РАН — ведущих научных учреждений, занимающихся исследованиями Солнца. Лекции участникам провели работники Института космических исследований РАН и других ведущих предприятий космической отрасли. Ключевой особенностью программы являлись практические занятия, которые позволили участникам получить опыт наблюдений Солнца, полярных сияний и анализа шлифов метеоритного вещества.

Также от этих институтов на школе выступали несколько ученых с уникальными лекциями. Интереснейшую лекцию прочел российский ученый-физик, специалист в области космической плазмы, директор ИКИ РАН Анатолий Петрукович. Он рассказал о взаимодействии Солнца и Солнечной системы. Участники даже занесли его метафору «В других планетных системах иногда планеты-гиганты хулиганят» в специальный цитатник Летней космической школы.

«Ракетно-космическая техника» стала одним из самых популярных направлений школы, она была разработана в сотрудничестве с учеными из ИКИ РАН и действующими специалистами космической отрасли. Она включала в себя множество теоретических занятий по планированию межпланетных миссий и разработки космических аппаратов для них. Также были и практические занятия, на которых участники познакомились с основами теплового проектирования космической техники, а также смогли собрать собственные межпланетные космические аппараты.

И ведь работа в секциях — это далеко не все, что было на интенсиве. Два экскурсионных дня, во время которых участники побывали в Центре подготовки космонавтов, ЦУПе, Центре космической связи Медвежьи озера и еще множестве самых интересных космических мест, включая цех окончательной сборки Центра имени Хруничева. Все это стало возможным только благодаря поддержке Роскосмоса, ставшей хорошим другом Летней Космической Школы. Стоит отметить классных и мотивированных лекторов, которые приезжают на Школу из предприятий госкорпорации.

Завершением Летней Космической Школы стала симуляция космических полетов. Участники разделились на команды, в каждой из которых были представители разных секций школы, во время «полета» все выполняли различные задания, необходимые для успешного выполнения космических миссий на Луне, Венере и Марсе. Финалом же Летней Космической Школы 2024 стала игра «Что? Где? Когда?», которую для участников школы провел игрок Дмитрий Филиппов.