«Игра вдолгую»: Андрей Ельчанинов рассказал о выходе Роскосмоса из финансового кризиса
Мнения

«Игра вдолгую»: Андрей Ельчанинов рассказал о выходе Роскосмоса из финансового кризиса

5 августа 2024 года, 14:03

Первый заместитель генерального директора Роскосмоса Андрей Ельчанинов раскрыл, во сколько госкорпорации обошелся отказ недружественных государств от контрактов. По его словам, убытки составили 180 млрд рублей, но Роскосмос постепенно выходит из финансового кризиса. Вернуть досанкционный объем экспорта возможно, в том числе за счет сотрудничества со странами Азии, Африки и Ближнего Востока, однако это «игра вдолгую».

Сложный путь к безубыточности

По итогам 2023 года российская космическая отрасль пока еще фиксирует убыток в размере около 14 млрд рублей. Тем не менее каждый год наблюдается его планомерное снижение: так, в 2022-м плановый убыток был сокращен с 50 млрд рублей до 17 млрд, а в прошлом году — с 45 млрд до 13,9 млрд рублей. Такую тенденцию Андрей Ельчанинов объяснил двумя причинами. Во-первых, улучшилась дисциплина выполнения контрактных обязательств, во-вторых, Роскосмос работает с  предприятиями по повышению эффективности их деятельности.

«В 2024 году генеральным директором госкорпорации Юрием Борисовым была поставлена перед нами четкая задача: максимально подвести отрасль к безубыточности. Это потребует концентрации всех ресурсов, и трудовых, и финансовых, и технических», — подчеркнул он.

Основными источниками убыточности для предприятий Ельчанинов назвал закрытие длительных контрактов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и экономику исполнения госконтрактов. Однако некоторые предприятия, в частности РКК «Энергия», «Протон-ПМ», НПО «Энергомаш» и Центр Хруничева уже начинают финансово «выздоравливать». И не в последнюю очередь благодаря поддержке со стороны правительства.

На сегодняшний день прибыльными остается половина организаций, входящих в Роскосмос, но в перспективе госкорпорация планирует вывести на безубыточность не менее три четверти своих предприятий. Ведущими по прибыли сейчас признаются РКК «Энергия», РКЦ «Прогресс», МИТ, Воткинский завод, РКС, НПЦАП и «ЦНИИмаш».

Конвейерная сборка спутников — с 2027 года

Российская орбитальная станция — якорный проект для отечественной отрасли, поэтому вокруг него сейчас консолидируется промышленность, отметил Ельчанинов. В то же время в Роскосмосе надеются на стабильное финансирование от государства, ведь пока бюджет распланирован всего на три года.

Еще одна важная задача, которая стоит перед госкорпорацией, это переход на конвейерную сборку спутников. Как пояснил Ельчанинов, производство аппаратов в рамках федерального проекта «Сфера» будет осуществляться на двух площадках — в «Решетневе» и НПО им. Лавочкина в Химках.

На базе первого предприятия будут собирать спутники для интернета вещей и широкополосного доступа в интернет. Речь идет, в частности, об аппаратах «Скиф» и «Марафон-IoT». В НПО имени Лавочкина уже стартовал пилотный проект, который предполагает создание трех спутников: у двух из них будет оптико-электронная нагрузка, а у третьего — радиолокатор. Потенциально все три аппарата должны стать на потоковую линию.

В Роскосмосе считают, что целесообразнее всего переходить на конвейер в два этапа. Первый подразумевает изготовление порядка 100 спутников в год, а второй — расширение возможностей и налаживание технологий. «Рассчитываем начать промышленную сборку спутников с 2027 года. Это первый этап, когда мы максимально задействуем мощности уже существующих предприятий. Завозим новое оборудование, открываем новые линии. Если этих мощностей будет не хватать, к 2030 году начнем строительство новых площадок», — подчеркнул Ельчанинов.

С Запада на Восток

За последние два года Роскосмос был вынужден переориентироваться с партнеров в США и Европе на новые международные направления, в том числе Африку, Ближний Восток и Юго-Восточную Азии. По мнению Ельчанинова, вернуть досанкционный объем экспорта возможно — Роскосмос действительно ставит перед собой такую задачу. «Но это игра вдолгую, как и на всех новых рынках с большой конкуренцией. Зато, если мы на них правильно зайдем, перспективы самые хорошие», — убежден он.

Так, в частности, страны БРИКС заинтересовались новым российским проектом «Млечный путь» — наднациональной системой контроля за космическим пространством. «На этом проекте страны могут готовить своих специалистов, обучать студентов, развивать национальные компетенции в космической сфере», — рассуждает Ельчанинов. Кроме того, Россия стремится привлечь партнеров к совместному с Китаем проекту создания Международной научной лунной станции.

«Союз-5», «Амур-СПГ» и «Корона»: новые носители

Также Ельчанинов рассказал, на каком этапе находится производство перспективных российских ракет-носителей. Так, составные части ракеты «Союз-5», пуски которой планируют производить с космического ракетного комплекса «Байтерек» на космодроме Байконур, проходят наземную экспериментальную отработку. Что касается «Амура-СПГ», который получит многоразовую первую ступень, то на Восточном уже выбрали места для строительства стартового комплекса и несколько локаций под посадочные площадки для возвращаемой ступени.

Еще один проект — полностью многоразовая ракета «Корона». По словам Ельчанинова, сейчас ГРЦ Макеева занимается подтверждением ключевых технологий создания такого носителя, а также проектных и проектно-конструкторских проработок. «По результатам данной работы будет принято решение о целесообразности продолжения работ, а также о достижимости тех или иных решений», — подчеркнул он.

Впрочем, в том, что новая ракета будет востребованной, сомневаться не приходится. Как отметил Ельчанинов, носитель «более чем на порядок» снизит стоимость доступа в космос и откроет совершенно новые возможности «для сверхоперативной доставки грузов». Впервые макет «Короны» был представлен на форуме «Армия-2023» в августе 2023 года. Тогда сообщалось, что ракета сможет выводить на орбиту спутники массой шесть тонн в случае запуска с российской территории.