Астрономы научили ИИ с эффективностью 99% находить звезды-пожиратели планет
Технологии

Астрономы научили ИИ с эффективностью 99% находить звезды-пожиратели планет

2 августа 2024 года, 11:15

Астрофизики предложили задействовать искусственный интеллект при поиске и изучении «загрязненных» белых карликов, разбросанных по Млечному Пути. Это весьма необычные звезды, которые после «смерти» питаются собственными уцелевшими планетами. Они давно стали бы одними из излюбленных объектов для астрономических наблюдений, если бы их обнаружение не было бы таким сложным делом.

Белые карлики — это то, что остается от не слишком гигантских звезд (вроде Солнца), когда они погибают. Они представляют из себя небольшие и довольно плотные объекты, остывающие на протяжении миллионов лет. Некоторые из них после «гибели» отличаются активностью: они притягивают к себе уцелевшие планеты и постепенно их разрушают, аккрецируя образовавшуюся материю. Тем самым превращаясь в своего рода «музеи» — накапливая на своей поверхности то, что обычно находится глубоко в недрах планет.

Проблема в том, что белые карлики крайне сложны для обнаружения. Из-за ничтожной яркости их необычайно трудно идентифицировать даже в пределах нашей собственной галактики. Долгое время астрономам приходилось вручную перелопачивать горы данных, пытаясь вычленить среди них признаки этих звезд-зомби. Но один из коллективов ученых придумал, как ускорить этот процесс, одновременно обеспечив ему 99-процентную точность — обучить методологии поиска искусственный интеллект.

Воспользовавшись данными, которые предоставила космическая обсерватория «Гея», астрофизики разработали специальный алгоритм для сортировки более 100 000 перспективных кандидатов. ИИ сперва находил в огромном массиве похожие на белые карлики объекты, а затем обобщал выводы и объединял в наглядную диаграмму, точно указывая ученым, где искать.

Результат: в рекордные сроки астрономам удалось обнаружить целую популяцию из 375 загрязненных белых карликов (в атмосфере каждого были обнаружены тяжелые металлы, «похищенные» у разрушенных планет), на что раньше понадобились бы годы или десятилетия. Причем погрешность в работе ИИ составила менее 1%. Таким образом, подчеркивают исследователи, количество известных науке объектов этого типа уже сейчас может возрасти более, чем на порядок.

Исследование активно «питающихся» погибших звезд является едва ли не единственным доступным науке способом получить представление о химическом составе планет в отдаленных уголках Галактики. При подключении к наблюдениям таких шедевров инженерной мысли, как Очень большой телескоп, астрономы с помощью ИИ уже в ближайшем будущем смогут значительно продвинуться в изучении других миров.