Астрономы предложили отправить ИИ к инопланетянам
Проекты

Астрономы предложили отправить ИИ к инопланетянам

1 августа 2024 года, 15:40

Директор Отдела гражданской науки Института SETI Фрэнк Маркис вместе с коллегой из НАСА Игнасио Лопес-Франкосом предложили использовать ИИ для налаживания контакта с внеземными цивилизациями. По их мнению, фактор, который сделает это возможным — стремительное развитие лазерной связи.

Прообраз архитектуры современных нейросетей появился в 2017 году. На его основе сейчас создаются те самые большие языковые модели (LLM), которые уже успешно проходят тест Тьюринга и в ближайшее время должны перевернуть (по оценке Международного валютного фонда) до 40 процентов глобальной занятости. Ученые же, занятые в поиске внеземных цивилизаций, уверены, что ИИ поможет человечеству наладить контакт с инопланетным разумом, если он существует где-то сравнительно недалеко от нас.

По их мнению, вдобавок к музыке, математическим формулам или рисункам (которые уже отправлялись в космос как в виде сигналов, так и на борту космических аппаратов), в глубины галактики можно ретранслировать как раз ту самую большую языковую модель. Именно она, по их словам, наилучшим образом отразила бы феномен человечества и среды, в которой оно существует. Более того, она позволила бы инопланетянам «общаться» с нами через такого посредника, не испытывая дискомфорта из-за огромных межзвездных расстояний.

Для реализации такого плана существует несколько препятствий. Первое из них — «вес» языковых моделей (к примеру, у Llama-3-70B он равняется 130 гигабайтам), слишком большой для передачи на световые годы. Но ученые отмечают, что с помощью технологии, известной как «квантование», модель можно «ужать» до нескольких гигабайт почти без потери производительности.

Способов передачи существует два. Более медленный и традиционный — радиосвязь, главным преимуществом которой является радиальное распространение сигнала на огромную область. Она позволяет передать Llama-3-70B на Луну всего за пять минут, со скоростью 622 Мбит/с. Но по мере удаления вглубь космоса скорость снизится на несколько порядков, и чтобы отправить тот же объем данных на Альфу Центавра, потребуется сотня лет.

Затруднение решит мощный лазер, который сможет справиться с той же задачей гораздо быстрее. Проблема в том, чтобы нацелить его в место, где действительно может находиться кто-то, способный его принять. Зато если выслать зонд за орбиту Плутона (на расстояние примерно 550 астрономических единиц), можно будет использовать Солнце в качестве гравитационной линзы, которая дополнительно усилит сигнал.

Есть еще одна альтернатива: оснащать каждый отправляемый в космос зонд бортовым компьютером с ИИ, который могли бы скачать развитые инопланетяне, разобравшись в нашей технике. Но учитывая крайне невысокую скорость таких космических аппаратов, установление контакта может занять тысячи лет. Ученые, однако, смотрят в будущее с оптимизмом: развитие технологий, по их мнению, в ближайшее время должно будут обеспечить такую эффективность проектов SETI, которая еще в недалеком прошлом считалась бы фантастикой.