На спутнике Урана Ариэле может скрываться океан
Наука

На спутнике Урана Ариэле может скрываться океан

26 июля 2024 года, 12:34

Поверхность одного из спутников Урана — под названием Ариэль — покрыта льдом из углекислого газа. В попытках объяснить, откуда он там взялся и почему не испарился, ученые высказывали разные гипотезы. Новейшее исследование склоняет чашу весов в пользу на первый взгляд самого неправдоподобного объяснения: СО2 попадает на поверхность луны изнутри, а не снаружи. Другими словами, скорее всего, на Ариэле существует подповерхностный океан.

Ариэль — четвертый по величине спутник Урана и мог бы считаться ничем не примечательным, если бы не сковавший его поверхность громадный объем льда, состоящего из чистого диоксида углерода. Хотя даже при той температуре, что царит на орбите ледяного гиганта (в 20 астрономических единицах от Солнца), СО2 легко превращается в газ и улетает в космическое пространство.

Следовательно, что-то поставляет это соединение на поверхность небольшой луны. Долгое время планетологи искали возможные источники во внешней среде. К примеру, это мог бы быть радиолиз — расщепление более крупных молекул под воздействием мощной и протяженной магнитосферы Урана.

Но команда из двух десятков исследователей считает иначе. Впервые задействовав в изучении Ариэля телескоп «Уэбб», они нашли факты, свидетельствующие в пользу того, что диоксид углерода и другие любопытные химические соединения появляется из-под поверхности спутника. В частности, об этом говорит толщина отложений СО2, практически рекордная для Солнечной системы — более 1 сантиметра (на тыльной по отношению к Урану стороне луны).

Кроме того, ученым удалось найти там еще более «невозможную» вещь — монооксид углерода (угарный газ). Чтобы оставаться стабильным, этому соединению необходима температура не выше 30 градусов Кельвина. Но по самым оптимистичным оценкам, на Ариэле втрое теплее. Это значит, что запасы углеродосодержащих молекул на поверхности спутника должны постоянно откуда-то пополняться, и ни одна «внешняя» гипотеза не дает хоть сколько-нибудь удовлетворительного объяснения этого механизма. Особенно учитывая, что магнитное поле Урана далеко не так активно взаимодействует с его лунами, как считалось ранее.

Но, с другой стороны, основная часть оксидов углерода вполне могла бы зарождаться в ходе химических процессов, происходящих в холодном подповерхностном океане — и выходить наружу через трещины или небольшие вулканы. Обнаружение же на поверхности, вдобавок ко всему, карбонатных солей, лишь убирает оставшиеся сомнения: эти соединения образуются только при взаимодействии жидкой воды с горными породами.

Таким образом, существование внутреннего океана на Ариэле можно считать если не доказанным, то, по крайней мере, весьма вероятным. Даже рисунок поверхности луны — с многочисленными разломами, каньонами и гладкими полями — наталкивает на мысль о его активной и сложной геологии. Осталось дождаться, пока точки над «i» расставит исследовательский аппарат, который должен отправиться к Урану в следующем десятилетии. А по дороге туда, возможно, успеет позаниматься охотой за гравитационными волнами.