Савицкая – первая и единственная: 40 лет первому выходу женщины в открытый космос
25 июля 1984 года Светлана Савицкая первой из женщин совершила выход в открытый космос. Это произошло в полете на орбитальной станции «Салют-7», который длился с 17 по 29 июля 1984 года, где она была бортинженером корабля «Союз Т-12» вместе с Владимиром Джанибековым и Игорем Волком. О выдающейся женщине, ставшей летчиком-испытателем, космонавтом и дважды Героем Советского Союза - в нашем материале.
Выход в открытый космос
Во время этого полета Светлана Савицкая и Владимир Джанибеков выполнили более 30 научных экспериментов. Но самой важной задачей была - выйти за пределы станции и испытать Универсальный ручной инструмент (УРИ) для сварки, резки и пайки металлов, разработанного в киевском Институте электросварки имени Патона.
25 июля выйдя из переходного отсека станции в скафандрах «Орлан Д», Светлана и Владимир установили на внешней поверхности УРИ с пультом управления, преобразователь тока и планшеты с образцами металлов. Первой работу с УРИ начала Светлана, комментируя свои действия: «Есть питание. Есть след. Шов [при резке] не очень ровный получается, но красивый. Закрываю планшет, выдвигаю второй. Включаю режим [сварки], беру инструмент. Идет сварочка металла. Сейчас попробую третий режим [пайки]. Есть пятно красное. Утюжу его вверх-вниз. Во время пайки образовалась блестящая капля. Приступаю к напылению».
И так до конца работы. Она выполнила резку, сварку и пайку металлических пластин и даже произвела напыление металлического покрытия. Владимир Джанибеков снимал весь процесс кинокамерой и вел телерепортаж. Затем Владимир и Светлана поменялись местами и Джанибеков выполнил цикл таких же операций на других образцах. Позже они вернули в переходный отсек станции оборудование с полученными образцами и закрыли за собой люк.
Первый в мире выход женщины в открытый космос и единственный выход для российских женщин-космонавтов продолжался 3 часа 33 минуты.
Через четыре дня Савицкая с Джанибековым и Волком вернулась на Землю. Их полет продолжался 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд.
Гонка за право быть второй
Для Светланы Савицкой этот полет стал вторым. Первым была орбитальная командировка на «Салют-7» в августе 1982 года на корабле «Союз Т-7» вместе с Леонидом Поповым и Александром Серебровым. Тогда экипаж пробыл в космосе 7 суток 21 час 52 мин. 24 сек, а Светлана Савицкая стала второй в мире женщиной, полетевшей в космос.
И это достижение было неспроста. В конце 1970-х в США завершалась разработка многоразовой космической системы Space Shattle. Предполагалось, что она будет летать не реже двух раз в месяц. Для полетов на этой системе в 1978 году НАСА отобрало 35 человек и начало их подготовку. Среди них было 6 женщин.
Узнав об этом, генеральный конструктор НПО «Энергия» Валентин Глушко решил вернуться к идее полета в космос женщин. Он предположил, что в ближайшие год-два второй в мире женщиной-космонавтом (после Валентины Терешковой) может стать американка.
Он считал, что в нашей стране, в отличие от США с их шаттлами, созданы все условия для полета женщин: надежный транспортный корабль, орбитальные станции с комфортными условиями и отлаженная методика подготовки. Глушко вышел с этим предложением напрямую к генсеку Леониду Брежневу, который идею поддержал.
В результате в 1979 году начался отбор и к середине 1980 года заключение о годности к космическому полету получили десять женщин: Ирина Кулешова – инженер НПО «Энергия», Ирина Пронина – инженер НИИ тепловых процессов, Галина Амелькина, Елена Доброквашина, Тамара Захарова и Лариса Пожарская – из Института медико-биологических проблем, Ирина Латышева -- инженер Института радиотехники и электроники Академии Наук СССР.
И Светлана Савицкая – летчик-испытатель 2-го класса Машиностроительного завода «Скорость» (при КБ Яковлева), абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу среди женщин, 18-кратный мировой рекордсмен в авиационном и трехкратный в парашютном спорте, кавалер ордена «Знак почета».
Все кандидаты начали общекосмическую подготовку. Светлана Савицкая вспоминала: "Цель у меня была — летать. Да, именно в космических полетах участвовать. Я, собственно говоря, поэтому и пошла в авиационный спорт. Я просто никогда никому об этом не говорила, потому что это было время, когда говорили, что космос — не женское дело. У нас первая женщина слетала и больше там делать нечего, хватит, все понятно и так". Когда стало ясно, что в СССР тоже будет создаваться многоразовая пилотируемая система типа Space Shattle, Савицкая решила попасть в группу летчиков-испытателей, которые должны были готовиться к полетам на "Буране".
"Я пришла к Лозино-Лозинскому Глебу Евгеньевичу [генеральный конструктор НПО «Молния»] который руководил в программе "Буран" созданием орбитального самолета и говорю: будете набирать — возьмите и меня, - вспоминает Савицкая. - Он-то меня знал: сам [выходец] с "фирмы" Микояна, а я с "фирмой" Микояна достаточно много работала и рекорды делала на их машинах. Он взял тайм-аут на несколько дней и, видимо, где-то советовался. Через некоторое время он сказал: "Вы знаете, сейчас пока не надо, пусть пока мужчины летят". Видно, сам не мог этот вопрос решить".
Несмотря на отказ, она не опустила руки. "В это время где-то проскочило в прессе, что американцы набрали группу под шаттл. Они и женщин, и мужчин набрали . Думаю: "Стоп!". Раз они набрали, то обязательно у нас это будет. Думаю: тогда я на "Буран" попаду окольным путем. Нормальные герои всегда идут в обход. Надо получить опыт полетов как космонавта, а "Буран" от меня не уйдет", — рассказывает Савицкая.
Через некоторое время Светлана Савицкая пробилась на прием к Валентину Глушко вместе с инженером-испытателем НПО «Энергия» Людмилой Свиридовой. «Я объяснила, что мы имеем достаточно хорошую подготовку в области авиации и техники и своей профессиональной задачей видим полеты в космос, мы знаем, что полеты женщин в космос в настоящее время у нас не осуществляются, но тем не менее такая тенденция в мире, в первую очередь в США, существует, и поэтому мы хотели бы предложить Валентину Петровичу рассмотреть вопрос о возможности участия женщин в дальнейших космических полетах. Глушко терпеливо выслушал в общем-то недолгое вступление и попросил, чтобы мы коротко рассказали о себе», – вспоминала Савицкая.
Глушко, конечно, знал о Савицкой и ее успехах и подробно расспросил, на каких типах самолетов она летала. В частности, его заинтересовало то, что она летала на самолетах МиГ-21 со стартовыми пороховыми ускорителями.
«Из его слов можно было понять, что среди тогдашних руководителей космической отрасли он был одним из немногих, если не единственным, кто поднимал и ставил на должном государственном уровне вопрос о включении в программу пилотируемых женских полетов, – продолжала Савицкая. – Тогда Валентин Петрович сказал фразу, которую я потом не один раз от него слышала: «Я уверен, что женщины могут летать не хуже, а даже лучше, чем мужчины, они могут себя проявить гораздо лучше мужчин и они всем это докажут». Я поняла, что это его принципиальное человеческое и научное убеждение, а намерение американцев в отношении женщин-астронавтов – это только аргумент для того, чтобы этот вопрос серьезно и настойчиво ставить во всех руководящих инстанциях».
В результате Светлана Савицкая стала единственной летчицей (летчиком-испытателем 2 класса) в группе женщин отобранных в 1980 году для подготовки к космическому полету.
По результатам общекосмической подготовки для первого, после 1963 года, полета женщины были выбраны Светлана Савицкая и Ирина Кулешова. В ноябре 1981 года были сформированы два «смешанных» экипажа экспедиции посещения: Попов-Серебров-Савицкая и Васютин-Савиных-Кулешова. Правда через месяц Ирина Кулешова была отстранена от подготовки по состоянию здоровья и заменена Ириной Прониной, которая и стала дублером Савицкой в первом полете.
Полет Светланы Савицкой состоялся 19 августа 1982 года, опередив первую американскую женщину астронавта Салли Райт более чем на год.
Сразу после полета у Светланы Евгеньевны возникла идея организовать выход в открытый космос женщины: «Я видела скафандр [Орлан Д], видела отсек [переходный отсек «Салюта-7»], понимала, что это можно сделать. А учитывая, что американцы начинали летать на шаттлах и через года-полтора собирались уже в экипаж включать и женщину, то я, конечно, понимала, что любой нормальный руководитель космической программы в Америке, конечно, решил бы вот эту "клеточку" незанятую, достижение такое этапное, включить бы в свою программу".
Она перевелась из МЗЗ «Скорость» в отряд космонавтов НПО «Энергия» и осенью 1983 года изложила свою идею генеральному конструктору Глушко. Правда она предложила готовить к «выходу» не себя, а своего дублера Ирину Пронину, которая в это время проходила подготовку к своему трехмесячному полету.
"Валентин Петрович — он был очень мудрый и государственно мыслящий человек, но в то же время очень грамотный стратег. И он сказал: "Я вас прошу этот вопрос сейчас не поднимать, пусть она [Пронина] просто слетает на три месяца. Это и так работа тяжелая. Мужчины там, мы их мучаем". Ну, не поднимать, значит не поднимать... Значит, у него были свои соображения", — вспоминает Савицкая. После этого разговора вопрос о «выходе» женщины на какое-то время был закрыт, пока американцы не объявили о своих планах.
"Потом, в 1983 году, когда узнали, что американцы через год включили такой полет (с выходом астронавта Кетрин Салливан в открытый космос в 1984 году) в свою программу, меня вызвали и сказали — давай становись в экипаж, они включают, мы должны быть первыми. Поэтому совершенно ничего неожиданного для меня не было", — добавила Савицкая.
Были сформированы два экипажа. Основной: Владимир Джанибеков-Светлана Савицкая-Игорь Волк. И дублирующий: Владимир Васютин-Виктор Савиных и Екатерина Иванова – кандидат технических наук, инженер Ленинградского механического института, отобранная специально для этого полета.
Говоря о задаче выйти в открытый космос Светлана Евгеньевна вспоминает: «Это был основной, ключевой элемент моего второго полета. Собственно говоря, ради того, чтобы был обеспечен приоритет нашей страны в этом важном разделе космической деятельности, чтобы первая советская женщина вышла в открытый космос".
И эта цель была достигнута. А вот полет на «Буране» так и остался в мечтах Светланы Евгеньевны. По словам Савицкой, она оставалась в отряде космонавтов, пока программа "Буран" имела перспективы. Но в 1993 году программа была закрыта, а Савицкая вышла на пенсию из отряда космонавтов. "Не все я сделала [в жизни], что хотела", — сожалеет она.
Единственная дважды Герой Советского Союза
Светлана Евгеньевна Савицкая родилась в Москве 8 августа 1948 года в семье дважды Героя Советского Союза, позже маршала авиации Евгения Савицкого. В 1976 окончила Школу лётчиков-испытателей Летно-исследовательского института им. Громова (Жуковский), Центральную летно-техническую школу ДОСААФ СССР, Московский авиационный институт.
С 1976 года работала летчиком-испытателем НПО «Взлет». Летала на МиГ-21, Су-7, Ил-18, Ил-28. С 1978 летчик-испытатель ММЗ «Скорость» КБ Яковлева., с 1980 по 1983 – космонавт НПО «Взлет», с 1983 по 1993 год космонавт-испытатель отряда космонавтов НПО «Энергия».
С 1993 по 1995 – работала в НПО «Энергия», преподавала в МАИ. С 1989 года – депутат Верховного Совета СССР, затем депутат российского парламента. С 1995 года по настоящее время – депутат Государственной Думы, состоит во фракции КПРФ.
Единственная женщина – дважды Герой Советского Союза. За космические полеты удостоена двух медалей «Золотая Звезда» и двух Орденов Ленина. Ее именем «Света» назван астероид – № 4118.