Савицкая – первая и единственная: 40 лет первому выходу женщины в открытый космос
Космический архив

Савицкая – первая и единственная: 40 лет первому выходу женщины в открытый космос

25 июля 2024 года, 08:29

25 июля 1984 года Светлана Савицкая первой из женщин совершила выход в открытый космос. Это произошло в полете на орбитальной станции «Салют-7», который длился с 17 по 29 июля 1984 года, где она была бортинженером корабля «Союз Т-12» вместе с Владимиром Джанибековым и Игорем Волком. О выдающейся женщине, ставшей летчиком-испытателем, космонавтом и дважды Героем Советского Союза - в нашем материале.

Выход в открытый космос

Во время этого полета Светлана Савицкая и Владимир Джанибеков выполнили более 30 научных экспериментов. Но самой важной задачей была - выйти за пределы станции и испытать Универсальный ручной инструмент (УРИ) для сварки, резки и пайки металлов, разработанного в киевском Институте электросварки имени Патона.

25 июля выйдя из переходного отсека станции в скафандрах «Орлан Д», Светлана и Владимир установили на внешней поверхности УРИ с пультом управления, преобразователь тока и планшеты с образцами металлов. Первой работу с УРИ начала Светлана, комментируя свои действия: «Есть питание. Есть след. Шов [при резке] не очень ровный получается, но красивый. Закрываю планшет, выдвигаю второй. Включаю режим [сварки], беру инструмент. Идет сварочка металла. Сейчас попробую третий режим [пайки]. Есть пятно красное. Утюжу его вверх-вниз. Во время пайки образовалась блестящая капля. Приступаю к напылению».

И так до конца работы. Она выполнила резку, сварку и пайку металлических пластин и даже произвела напыление металлического покрытия. Владимир Джанибеков снимал весь процесс кинокамерой и вел телерепортаж. Затем Владимир и Светлана поменялись местами и Джанибеков выполнил цикл таких же операций на других образцах. Позже они вернули в переходный отсек станции оборудование с полученными образцами и закрыли за собой люк.

Первый в мире выход женщины в открытый космос и единственный выход для российских женщин-космонавтов продолжался 3 часа 33 минуты.

Через четыре дня Савицкая с Джанибековым и Волком вернулась на Землю. Их полет продолжался 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд.

1 / 10

Гонка за право быть второй

Для Светланы Савицкой этот полет стал вторым. Первым была орбитальная командировка на «Салют-7» в августе 1982 года на корабле «Союз Т-7» вместе с Леонидом Поповым и Александром Серебровым. Тогда экипаж пробыл в космосе 7 суток 21 час 52 мин. 24 сек, а Светлана Савицкая стала второй в мире женщиной, полетевшей в космос.

И это достижение было неспроста. В конце 1970-х в США завершалась разработка многоразовой космической системы Space Shattle. Предполагалось, что она будет летать не реже двух раз в месяц. Для полетов на этой системе в 1978 году НАСА отобрало 35 человек и начало их подготовку. Среди них было 6 женщин.

Узнав об этом, генеральный конструктор НПО «Энергия» Валентин Глушко решил вернуться к идее полета в космос женщин. Он предположил, что в ближайшие год-два второй в мире женщиной-космонавтом (после Валентины Терешковой) может стать американка.

Он считал, что в нашей стране, в отличие от США с их шаттлами, созданы все условия для полета женщин: надежный транспортный корабль, орбитальные станции с комфортными условиями и отлаженная методика подготовки. Глушко вышел с этим предложением напрямую к генсеку Леониду Брежневу, который идею поддержал.

В результате в 1979 году начался отбор и к середине 1980 года заключение о годности к космическому полету получили десять женщин: Ирина Кулешова – инженер НПО «Энергия», Ирина Пронина – инженер НИИ тепловых процессов, Галина Амелькина, Елена Доброквашина, Тамара Захарова и Лариса Пожарская – из Института медико-биологических проблем, Ирина Латышева -- инженер Института радиотехники и электроники Академии Наук СССР.

И Светлана Савицкая – летчик-испытатель 2-го класса Машиностроительного завода «Скорость» (при КБ Яковлева), абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу среди женщин, 18-кратный мировой рекордсмен в авиационном и трехкратный в парашютном спорте, кавалер ордена «Знак почета».

Все кандидаты начали общекосмическую подготовку. Светлана Савицкая вспоминала: "Цель у меня была — летать. Да, именно в космических полетах участвовать. Я, собственно говоря, поэтому и пошла в авиационный спорт. Я просто никогда никому об этом не говорила, потому что это было время, когда говорили, что космос — не женское дело. У нас первая женщина слетала и больше там делать нечего, хватит, все понятно и так". Когда стало ясно, что в СССР тоже будет создаваться многоразовая пилотируемая система типа Space Shattle, Савицкая решила попасть в группу летчиков-испытателей, которые должны были готовиться к полетам на "Буране".

"Я пришла к Лозино-Лозинскому Глебу Евгеньевичу [генеральный конструктор НПО «Молния»] который руководил в программе "Буран" созданием орбитального самолета и говорю: будете набирать — возьмите и меня, - вспоминает Савицкая. - Он-то меня знал: сам [выходец] с "фирмы" Микояна, а я с "фирмой" Микояна достаточно много работала и рекорды делала на их машинах. Он взял тайм-аут на несколько дней и, видимо, где-то советовался. Через некоторое время он сказал: "Вы знаете, сейчас пока не надо, пусть пока мужчины летят". Видно, сам не мог этот вопрос решить".

Несмотря на отказ, она не опустила руки. "В это время где-то проскочило в прессе, что американцы набрали группу под шаттл. Они и женщин, и мужчин набрали . Думаю: "Стоп!". Раз они набрали, то обязательно у нас это будет. Думаю: тогда я на "Буран" попаду окольным путем. Нормальные герои всегда идут в обход. Надо получить опыт полетов как космонавта, а "Буран" от меня не уйдет", — рассказывает Савицкая.

Через некоторое время Светлана Савицкая пробилась на прием к Валентину Глушко вместе с инженером-испытателем НПО «Энергия» Людмилой Свиридовой. «Я объяснила, что мы имеем достаточно хорошую подготовку в области авиации и техники и своей профессиональной задачей видим полеты в космос, мы знаем, что полеты женщин в космос в настоящее время у нас не осуществляются, но тем не менее такая тенденция в мире, в первую очередь в США, существует, и поэтому мы хотели бы предложить Валентину Петровичу рассмотреть вопрос о возможности участия женщин в дальнейших космических полетах. Глушко терпеливо выслушал в общем-то недолгое вступление и попросил, чтобы мы коротко рассказали о себе», – вспоминала Савицкая.

Глушко, конечно, знал о Савицкой и ее успехах и подробно расспросил, на каких типах самолетов она летала. В частности, его заинтересовало то, что она летала на самолетах МиГ-21 со стартовыми пороховыми ускорителями.

«Из его слов можно было понять, что среди тогдашних руководителей космической отрасли он был одним из немногих, если не единственным, кто поднимал и ставил на должном государственном уровне вопрос о включении в программу пилотируемых женских полетов, – продолжала Савицкая. – Тогда Валентин Петрович сказал фразу, которую я потом не один раз от него слышала: «Я уверен, что женщины могут летать не хуже, а даже лучше, чем мужчины, они могут себя проявить гораздо лучше мужчин и они всем это докажут». Я поняла, что это его принципиальное человеческое и научное убеждение, а намерение американцев в отношении женщин-астронавтов – это только аргумент для того, чтобы этот вопрос серьезно и настойчиво ставить во всех руководящих инстанциях».

В результате Светлана Савицкая стала единственной летчицей (летчиком-испытателем 2 класса) в группе женщин отобранных в 1980 году для подготовки к космическому полету.

По результатам общекосмической подготовки для первого, после 1963 года, полета женщины были выбраны Светлана Савицкая и Ирина Кулешова. В ноябре 1981 года были сформированы два «смешанных» экипажа экспедиции посещения:  Попов-Серебров-Савицкая и Васютин-Савиных-Кулешова. Правда через месяц Ирина Кулешова была отстранена от подготовки по состоянию здоровья и заменена Ириной Прониной, которая и стала дублером Савицкой в первом полете.

Полет Светланы Савицкой состоялся 19 августа 1982 года, опередив первую американскую женщину астронавта Салли Райт более чем на год.

Сразу после полета у Светланы Евгеньевны возникла идея организовать выход в открытый космос женщины: «Я видела скафандр [Орлан Д], видела отсек [переходный отсек «Салюта-7»], понимала, что это можно сделать. А учитывая, что американцы начинали летать на шаттлах и через года-полтора собирались уже в экипаж включать и женщину, то я, конечно, понимала, что любой нормальный руководитель космической программы в Америке, конечно, решил бы вот эту "клеточку" незанятую, достижение такое этапное, включить бы в свою программу".

Она перевелась из МЗЗ «Скорость» в отряд космонавтов НПО «Энергия» и осенью 1983 года изложила свою идею генеральному конструктору Глушко. Правда она предложила готовить к «выходу» не себя, а своего дублера Ирину Пронину, которая в это время проходила подготовку к своему трехмесячному полету.

"Валентин Петрович — он был очень мудрый и государственно мыслящий человек, но в то же время очень грамотный стратег. И он сказал: "Я вас прошу этот вопрос сейчас не поднимать, пусть она [Пронина] просто слетает на три месяца. Это и так работа тяжелая. Мужчины там, мы их мучаем". Ну, не поднимать, значит не поднимать... Значит, у него были свои соображения", — вспоминает Савицкая. После этого разговора вопрос о «выходе» женщины на какое-то время был закрыт, пока американцы не объявили о своих планах.

"Потом, в 1983 году, когда узнали, что американцы через год включили такой полет (с выходом астронавта Кетрин Салливан в открытый космос в 1984 году) в свою программу, меня вызвали и сказали — давай становись в экипаж, они включают, мы должны быть первыми. Поэтому совершенно ничего неожиданного для меня не было", — добавила Савицкая.

Были сформированы два экипажа. Основной: Владимир Джанибеков-Светлана Савицкая-Игорь Волк. И дублирующий: Владимир Васютин-Виктор Савиных и Екатерина Иванова – кандидат технических наук, инженер Ленинградского механического института, отобранная специально для этого полета.

Говоря о задаче выйти в открытый космос Светлана Евгеньевна вспоминает: «Это был основной, ключевой элемент моего второго полета. Собственно говоря, ради того, чтобы был обеспечен приоритет нашей страны в этом важном разделе космической деятельности, чтобы первая советская женщина вышла в открытый космос".

И эта цель была достигнута. А вот полет на «Буране» так и остался в мечтах Светланы Евгеньевны. По словам Савицкой, она оставалась в отряде космонавтов, пока программа "Буран" имела перспективы. Но в 1993 году программа была закрыта, а Савицкая вышла на пенсию из отряда космонавтов. "Не все я сделала [в жизни], что хотела", — сожалеет она.

Единственная дважды Герой Советского Союза

Светлана Евгеньевна Савицкая родилась в Москве 8 августа 1948 года в семье дважды Героя Советского Союза, позже маршала авиации Евгения Савицкого. В 1976 окончила Школу лётчиков-испытателей Летно-исследовательского института им. Громова (Жуковский), Центральную летно-техническую школу ДОСААФ СССР, Московский авиационный институт.

С 1976 года работала летчиком-испытателем НПО «Взлет». Летала на МиГ-21, Су-7, Ил-18, Ил-28. С 1978 летчик-испытатель ММЗ «Скорость» КБ Яковлева., с 1980 по 1983 – космонавт НПО «Взлет», с 1983 по 1993 год космонавт-испытатель отряда космонавтов НПО «Энергия».

С 1993 по 1995 – работала в НПО «Энергия», преподавала в МАИ. С 1989 года – депутат Верховного Совета СССР, затем депутат российского парламента. С 1995 года по настоящее время – депутат Государственной Думы, состоит во фракции КПРФ.

Единственная женщина – дважды Герой Советского Союза. За космические полеты удостоена двух медалей «Золотая Звезда» и двух Орденов Ленина. Ее именем «Света» назван астероид – № 4118.