NASA впервые передало видео в формате 4K с самолета на МКС и обратно
Технологии

NASA впервые передало видео в формате 4K с самолета на МКС и обратно

25 июля 2024 года, 10:55

Среди планов НАСА — обеспечить прямую трансляцию пребывания первых за полвека космонавтов на Луне (чтобы никто на этот раз не сомневался, были они там, или нет). И в рамках подготовки к этому сложнейшему сеансу связи агентство добилось первого успеха: ему удалось передать видео в формате 4К на Международную космическую станцию с летящего самолета.

Технологии связи, использующие для передачи информации радиоволны, еще не уперлись в потолок своих возможностей, но развиваются медленнее, чем того требует современный мир. Поэтому все чаще на смену им приходит лазерная связь, где в роли носителя информации выступает направленный «пучок» фотонов видимого спектра. У нее, разумеется, тоже есть ограничения (прежде всего связанные с прямолинейностью света), но объемы данных, которые можно таким образом передать, колоссальны.

Уже завершились успехом эксперименты по отправке видео с Земли на МКС или на Землю с далекого исследовательского зонда. Но теперь НАСА освоило новый уровень надежности, передав достаточно тяжелый видеофайл на космическую станцию с находящегося в полете воздушного судна (а потом обратно).

Авторами сеанса стали инженеры Исследовательского центра Джона Гленна вместе с коллегами из Исследовательской лаборатории ВВС и возглавляемой тем же НАСА Программы инновационных исследований малого бизнеса. Для начала портативный лазерный терминал был временно размещен на фюзеляже небольшого пассажирского самолета Pilatus PC-12. Похожее устройство уже находится на МКС. Но в данном случае путь сигнала из точки А в точку Б оказался гораздо более запутанным, чем кажется сначала.

Пролетая над озером Эри, крошечный самолётик передал отправил зашифрованный видеофайл на наземную оптическую станцию в Кливленде (где находится штаб-квартира Центра). Оттуда он отправился в штат Нью-Мексико, а потом — на расположенную почти в 40 000 километров от Земли лазерную ретрансляционную станцию НАСА (LCRD). Лишь затем сигнал со стороны космоса добрался до ILLUMA-T — терминала на обшивке МКС. Там он был расшифрован и отправлен обратно на родную планету.

Таким образом удалось добиться пропускной способности, на некоторых участках в 10-100 раз превышающей классическую радиоволновую связь. Весь путь занял буквально доли секунды, причем НАСА особо отметило, что сигнал практически без помех пробился сквозь окружавший Землю облачный покров.

Использование этой технологии уже в недалеком будущем позволит проводить на орбите Земли или на поверхности Луны (а может, и Марса) полномасштабные видеоконференции в формате HD. Не говоря уже о передаче колоссальных объемов научных данных с исследовательских зондов, устремляющихся в разные точки Солнечной системы, или космических кораблей, направляющихся к Марсу. Тем самым полезность и безопасность будущих экспедиций будет выведена на качественно новый, недоступный ранее уровень.