Cтартап испытал ракетный двигатель для полетов на Земле
Американский стартап New Frontier Aerospace испытал двигатель, который будет использоваться на будущем космоплане компании. По задумке, суборбитальное транспортное средство будет служить для перевозки пассажиров и грузов из одной точки Земли в другую всего за пару часов.
New Frontier Aerospace провела первый тестовый прожиг двигателя «Мьёльнир» (это имя молота скандинавского бога Тора - умел летать и всегда возвращался к хозяину) 18 июля, об этом сообщил председатель правления компании Алекс Тай во время панельной дискуссии на международном авиасалоне в Фарнборо 23 июля. Огневое стендовые испытание продолжалось менее секунды, но за это короткое время специалисты протестировали турбонасосы и подтвердили возможность зажигания двигателя. Впереди – серия испытаний, во время каждого из которых продолжительность работы двигателя будет увеличиваться.
«Мьёльнир» - это ракетный двигатель на жидком кислороде и метане, детали которого были напечатаны на 3D-принтере. Его конструкция похожа на двигатели Raptor компании SpaceX. При этом в New Frontier назвали свою разработку «самым совершенным ракетным двигателем в мире». Максимальная тяга, которую развивает тестируемый в настоящее время прототип, составляет менее 1,3 тонн. Как отмечает Алекс Тай, последующие версии будут иметь тягу от 18 до 27,2 тонн.
Стартап планирует использовать двигатель на суборбитальном аппарате Intercontinental Rocketliner, который, по задумке, должен будет осуществлять межконтинентальные пассажирские перевозки на гиперзвуковых скоростях. Аппарат, форма которого внешне похожа на прототип X-33 от Lockheed Martin, будет взлетать и садиться вертикально, но для прохождения через верхние слои атмосферы будет принимать горизонтальное положение, подобно самолету.
Цель компании – выйти на рынок дальних пассажирских перевозок, чтобы пассажиры могли перемещаться из одной точки планеты в другую всего за пару часов. Возможно, использовать космоплан будут и в военных целях для быстрой переброски солдат и вооружений. Похожую идею рассматривает и SpaceX, которая предлагает использовать Starship в том числе для межконтинентальных перевозок. По мнению Алекса Тая, эта задумка скорее неосуществима, поскольку разработка компании Илона Маска слишком громоздкая.
У руководства New Frontier уже есть опыт работы с подобными транспортными средствами. Директор компании Джесс Спонейбл более 30 лет назад был руководителем программы ВВС США DC-X, во время которой разрабатывалась технология вертикального взлета и посадки для многоразовых ракет, а позже был руководителем проекта DARPA XS-1, направленного на создание суборбитального многоразового космоплана. Другой управленец стартапа – технический директор Дэвид Грегори - ранее руководил работой над двигателями в Blue Origin и Ursa Major Technologies. Сам же Алекс Тай – бывший главный операционный директор Virgin Galactic, которая отправляет в суборбитальные полеты туристов.
Главной проблемой для New Frontier и других небольших компаний, заинтересованных в высокоскоростных суборбитальных перевозках, является государственное финансирование, конкурировать за которое с компанией Илона Маска стартапы не могут. New Frontier ранее получила финансирования от Пентагона и NASA на разработку двигателей, но этого оказалось мало. В связи с этим, председатель правления стартапа отмечает, что до первого гиперзвукового запуска еще далеко.