Найден новый способ предсказания солнечных бурь
Наука

Найден новый способ предсказания солнечных бурь

23 июля 2024 года, 11:33

За последние сутки российские астрономы зафиксировали на Солнце сразу 6 новых вспышек предпоследнего по мощи уровня, которые не могли не привести к нарушениям КВ-радиосвязи. Это в очередной раз подчеркнуло необходимость разработки методик точного прогнозирования солнечных бурь — для защиты оборудования и, главное, космонавтов на орбите. Судя по результатам новейшего исследования, соответствующий метод вот-вот появится в научном обиходе.

Из шести вспышек четыре имели место ночью и рано утром. Лишь две — девяти- и семнадцатиминутная — произошли после полудня: в 12:35 и 16:00 МСК соответственно. Все были зафиксированы в самом мощном из доступных, рентгеновском диапазоне. Предпоследняя вспышка, кроме того, сопровождалась могучим всплеском радиоизлучения II спектрального типа.

Наблюдая за масштабными помехами в коротковолновой радиосвязи, многие ученые наверняка думали об улучшении точности прогнозов солнечной погоды. И коллеги готовы их порадовать: команда исследователей, возглавляемая физиком Харшитой Ганди, обещает начать предсказывать космические шторма с «гораздо большей точностью, чем когда-либо прежде». Поможет в этом точный расчет скорости выброса корональной массы, который научились производить он и его коллектив.

Именно поток массивных частиц плазмы, порождаемый солнечной атмосферой, является главным «поражающим фактором», который наносит удар по Земле. Проблема в том, что оценить его скорость раньше можно было лишь постфактум, чуть ли не в момент, когда он уже достигал нашей атмосферы. Но теперь ситуация изменится.

Астрономы во главе с Ганди сделали свое открытие, наблюдая за активными регионами на Солнце — где как раз и зарождаются будущие выбросы. Ученые отслеживали, как эти области менялись перед, в момент и после «извержений». И обратили внимание на ранее почти игнорируемый фактор: критическую высоту активных областей, ту, на которой магнитное поле начинает становиться нестабильным. Оказалось, что высота эта напрямую связана с интенсивностью (а значит — и скоростью) будущего катаклизма.

Точно измерив, как магнитное поле слабеет по мере увеличения его высоты, астрофизики использовали результат при построении трехмерной геометрической модели данного участка. И выяснили, что это один из основных факторов, определяющих скорость зарождающегося коронального выброса. Таким образом, земная наука получила инструмент, позволяющий оценить опасность солнечной вспышки буквально в момент ее начала. И уже скоро, когда этот метод станет общеупотребимым, космонавты, с тревогой ожидающие новых солнечных бурь, вполне смогут повторить древнюю латинскую поговорку: «кто предупрежден — тот вооружен».