Двойной удар: космическая обсерватория «Гея» на грани гибели из-за метеороида и солнечной бури
На орбите

18 июля 2024 года, 11:33

Космос — довольно опасное место даже для тех, кто к нему привык. Это подтвердила космическая обсерватория «Гея», запущенная ЕКА в декабре 2013 года. Прямо во время картографирования очередного скопления звезд в Млечном Пути она практически подряд стала жертвой двух крайне опасных явлений — микрометеорита и солнечной бури. Впрочем, построенный больше десяти лет назад аппарат пока выдерживает это испытание.

Разумеется, космические аппараты строят с запасом прочности, позволяющим им выдерживать агрессивную среду (хотя не всегда — чему примером новейший аппарат НАСА, предназначенный для исследования орбиты Юпитера). «Гея» — не исключение, и ее обшивка уже неоднократно позволяла ей выходить невредимой из столкновений с космической пылью. Но не в этот раз.

Частица размером с песчинку, врезавшаяся в обсерваторию в апреле, летела на настолько высокой скорости и под настолько «неудачным» углом, что ей удалось пробить «бронезащиту» аппарата. В результате в ней образовался крошечный зазор, через который внутрь телескопа начал проникать солнечный свет. Разумеется, речь идет о ничтожном значении — примерно одна миллиардная от его интенсивности на Земле — но даже его хватило, чтобы иногда нарушать работу невероятно деликатных датчиков «Геи».

Инженеры ЕКА сразу же принялись решать возникшую проблему, и находились как раз в процессе, когда их постигла новая неудача: солнечная буря. Под ее влиянием (скорее всего) из строя вышла электроника, управляющая одной из ПЗС-матриц сверхчувствительной камеры «Геи».

Разрешение в миллиард пикселей в ней достигается за счет 106 ПЗС-датчиков, и поврежденный узел был критически важен для координации работы их всех. После этого стопроцентная надежность наблюдений «Геи», которой так гордились проектировщики, ушла в прошлое — вместо точной фиксации космических объектов и блокирования любых шумов обсерватория стала выдавать тысячи ложных обнаружений.

Точная причина аварии не до конца ясна, но, по всей видимости, это та самая майская буря, которая вызвала сбои в работе электроники и падения связи по всему Северному полушарию. Если бы не микрометеороид, «Гея» выдержала бы данный катаклизм (как выдерживала их ранее), но сочетание факторов оказалось фатальным.

Инженеры и ученые ЕКА вместе с представителями компаний-подрядчиков (таких, как Airbus), в настоящий момент интенсивно работают над устранением проблемы. Благодаря их усилиям удалось в последний раз переориентировать оптику двух телескопов «Геи», так что она на какое-то время снова стала передавать данные с прежней точностью (а, возможно, даже несколько лучшей). Но не исключено, что срок жизни обсерватории, рассчитанной первоначально всего на шесть лет, медленно подходит к концу. Ведь ремонт (а не программная перепрошивка) аппарата, находящегося в 1,5 миллионах километров от Земли, в настоящий момент физически невозможен.